12 августа 1953 года, в 7 часов 30 минут мск в СССР на Семипалатинском полигоне впервые в мире произведено испытание термоядерного заряда.
11.08.2022
Заряд находился на специальной башне высотой 30 м, при этом подрыв изделия и запуск аппаратуры опытного поля осуществлялся по радиосигналам самолетов Ил-28, пролетающих над башней.
В испытаниях были задействованы два самолета-носителя, вылетевшие с аэродрома Жана-Семей. Ведущим был экипаж в составе командира Шаповалова В.И., штурмана Козьминых А.В. и стрелка-радиста Судакова Б.С. На самолете-дублере с измерительными средствами - командир Лошаков М.И., штурман Кассай Г.А. и стрелок-радист Шарков И.Н.
Руководил испытаниями И.В. Курчатов. На ЦКП вместе с. ним находились министр среднего машиностроения Малышев В.А., научный руководитель и главный конструктор КБ-11 академик Харитон Ю.Б., член-корреспондент Академии наук Зельдович Я.Б., директор КБ-11 генерал-лейтенант Зернов П.М., начальник 12 ГУ Минобороны генерал-лейтенант Болятко В.А. и начальник 71-го полигона генерал-майор Чернорез В.А. Непосредственную связь с экипажами самолетов и другими службами осуществлял инженер-майор Куликов С.М.
В соответствии с заданием самолеты Ил-28 набрали высоту 11000 м, выполнили холостой заход на башню-цель и передали серию радиосигналов для настройки автомата опытного поля полигона, после чего И.В. Курчатов дал команду совершить боевой заход, и с ведущего самолета была передана серия радиосигналов, включивших автомат на подрыв заряда.
Произведенный взрыв поразил всех участников своей грандиозностью. Его мощность составила 400 кТ (что в 20 раз больше мощности взрыва АБ, уничтожившей Хиросиму). Этим испытанием была ликвидирована монополия американцев в овладении принципами реализации термоядерной реакции взрыва, а наша страна в создании своего "ядерного щита" вышла вперед в разработке термоядерной бомбы, практически пригодной к применению с самолетов.
По материалам Интернет-сайтов