17 августа 1933 года - с подмосковного полигона в Нахабино запущена первая советская ракета «ГИРД-09» на гибридном топливе.
17.08.2022
Ракета была создана в Группе изучения реактивного движения (ГИРД), которой руководил С.П. Королёв.
Стендовые испытания отдельных узлов «девятки» - ракеты конструкции М.К.Тихонравова начались весной 1933 г. Они сопровождались неудачами. Работы затягивались. Заставить работать двигатель на бензине и кислороде никак не получалось. Помог случай. Летом 1932 года инженер Н.И. Ефремов ездил в Баку с лекциями по ракетной технике. Там он познакомился с сотрудником Азербайджанского нефтяного института Гурвичем, который рассказал о «сгущенном» бензине. Технология производства этого продукта очень проста: бензин смешивается с канифолью, и получается масса типа солидола. Бакинский «сгущенный» бензин натолкнул Тихонравова на идею доводку новой ракеты.
Конструкция ракеты упрощалась тем, что не требовалось насосов для подачи компонентов топлива в камеру сгорания. Жидкий кислород закипал в баке и вытеснялся в камеру сгорания давлением собственных паров. «Сгущенный» бензин помещался в самой камере и поджигался обычной авиасвечой. Корпус ракеты был разделен на четыре отсека: парашютный, полезного груза, топливный и хвостовой.
И вот состоялся запуск «девятки».Стартовая масса ракеты составила 19 килограммов, в том числе масса топлива - 5 килограммов. Длина ракеты - 2,4 метра. Во время пуска ракета достигла высоты около 400 метров, после чего упала на Землю. В 1934 году была изготовлена небольшая партия ракет «ГИРД-09» и совершены несколько успешных пусков (максимальная высота - 1500 метров).
В специальном номере стенной газеты «Ракета», выпускавшейся в ГИРДе, С.П. Королёв писал: «Первая советская ракета на жидком топливе пущена. День 17 августа, несомненно, является знаменательным днём в жизни ГИРД, и, начиная с этого момента, советские ракеты должны летать над Союзом республик. …
Советские ракеты должны победить пространство!»
Публикуется по материалу Л.А.Филиной «За строкой воспоминаний».