103160, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.84/328(499)794-83-06

ЧЕЛОВЕК В КОСМОСЕ . .......... 60 ЛЕТ.

21. Небесные лаборатории

Дальнейшее освоение космического пространства требовало более длительного и основательного пребывания человека на орбите. Первые проекты долговременных станций появились в СССР и США ещё в конце 50-х годов. Конструкторы предлагали различные варианты, но для практической их реализации промышленность и экономика в целом ещё не были готовы.

И вот в апреле 1971 года в Советском Союзе на околоземную орбиту выводится долговременная орбитальная станция "Салют-1". Оказалось, что опередив нас в лунной гонке, американцы стали отставать в создании подобных систем. Этого допустить они не могли. В США было принято решение - в кратчайшие сроки создать и запустить свою обитаемую космическую станцию. 

Одним из инициаторов таких проектов Вернер фон Браун, «отец» американской космической программы, предложил идею «Wet Workshop» (Мокрая секция). Концепция предполагала переоборудование на орбите опустошённых баков последней ступени ракеты-носителя в жилые модули. Через специальный люк удалялось всё ненужное оборудование и устанавливалось необходимое. Технически это было очень сложно, но в результате можно было бы получить станцию с большим жилым объёмом.

Однако создание и успешное использование ракеты-носителя Saturn V («Сатурн-5») привело к отказу от идеи «Мокрой секции». Ракета была достаточно мощной, чтоб вывести на орбиту уже собранную тяжёлую станцию. Это положило начало работам над станцией «Скайлэб» (Небесная лаборатория), в которые включилось множество американских предприятий, в том числе и гиганты машиностроения.

Станцию создали на основе корпуса верхней ступени ракеты «Сатурн-1Б». Жилая и рабочая секции были покрыты теплоизоляцией, внутреннее пространство баков приспособлено для жизни и научных исследований. На корпусе устанавливалось шесть солнечных батарей и бортовая ЭВМ TC-1. Всего было установлено два компьютера: основной и запасной, они предназначались для расчётов и автоматического контроля ориентации станции и солнечных батарей.

Для регулирования ориентации станции в космосе использовалось не только двигатели, но и гироскопы, которых имелось три. Скорость вращения роторов доходила до 8950 оборотов в минуту. Работу гироскопов контролировала бортовая ЭВМ. На борту станции имелось несколько плёночных и одна телевизионная камера, которая записывала видео в электронном виде. Плёнка возвращалась на Землю кораблем «Аполлон» после каждой миссии на станцию.

На «Скайлэб» установили много научных приборов, но при этом оставался большой внутренний объём, предоставляя экипажу достаточную свободу передвижений и комфортабельный быт: имелся душ, удобные туалеты. Астронавты пользовались быстро смываемым мылом и съедобной зубной пастой. На случай аварии была предусмотрена особая модификация командного модуля корабля «Аполлон»: он мог вместить и вернуть на Землю пять человек.

Запуск «Скайлэб» состоялся 14 мая 1973 года. В начале полета казалось, что все идет нормально, но после выведения станции на орбиту была обнаружена серьезная неисправность. Оказалось, что в течение первых 63 секунд полета скоростным напором воздуха оторвало часть защитного экрана и одну из двух панелей солнечных батарей. В результате электрическая мощность оказалась существенно меньше расчетной, что не позволяло нормально функционировать бортовым системам. Кроме того, возникла угроза перегрева станции под действием солнечного излучения.

Для разрешения ситуации было принято решение срочно доставить на станцию замену экрану — полотнище, натянутое на раздвигающиеся спицы, которое назвали «Зонт». Этот зонтик был изготовлен и уже 25 мая отправился на станцию вместе с первой экспедицией (SL-2), экипаж «Аполлона» состоял из трех человек: командира Чарльза Конрада, пилота Пола Уайтца и пилота-врача Джозефа Кервина.

Начало экспедиции не прошло без неприятностей: только с 10-ой попытки удалось состыковать «Аполлон» и «Скайлэб». После этого был установлен «Зонт», и температура на станции начала снижаться. Следующим этапом стал ремонт солнечной батареи. Астронавты Конрад и Кервин совершили выход в открытый космос, что представляло большую опасность, потому что станция в месте работы не была оборудована поручнями. Конраду удалось извлечь застрявший обломок, и панели солнечных батарей были раскрыты. После удачного ремонта началась основная научная работа.

Астронавтам удалось выполнить практически все исследования из 87 запланированных. В их число входили медицинские эксперименты, астрономические наблюдения, изучение Земли, наблюдение за другими космическими объектами. 19 июня Конрад и Вейц совершили третий и последний выход в открытый космос, в ходе которого они перезарядили кассеты с фотоплёнкой, очистили диск солнечного коронографа и исправили регулятор аккумуляторной батареи.

22 июня экипаж SL-2 покинул «Скайлэб». После отстыковки корабль совершил облёт вокруг станции с её фотографированием, затем приводнился в Тихом океане, где спускаемый аппарат подобрал корабль ВМС США «Тикондерога». Пробыв на орбите 28 дней, экипаж миссии «Скайлэб-2» побил советский рекорд пребывания в космосе, который принадлежал погибшему экипажу «Союз-11» - «Салют-1» в составе Георгия Добровольского, Виктора Пацаева и Владислава Волкова .

Запуск следующей экспедиции — SL-3 состоялся 28 июня. В экипаж «Скайлэб-3», как и в других полетах, входило три человека: командир Алан Бин , пилот Джек Лаусма и научный сотрудник Оуэн Гэрриотт. После старта экипаж обратил внимание на проблему с командным модулем — с двумя из его двигателей ориентации. Они пропускали топливо, у одного это заметили перед стыковкой со станцией, а у другого — через шесть дней. Осталось два исправных двигателя, космический корабль мог работать и на одном, но утечки представляли угрозу для других систем.

NASA сначала рассматривало вопрос о немедленном приземлении команды. Поскольку астронавты были на станции в относительной безопасности, с вполне достаточными запасами продуктов и кислорода, появились планы относительно спасательного полёта. Ракета «Сатурн-1Б» со спасательным модулем уже была собрана и её даже выкатили на стартовый стол. Но старт отменили, решив, что возвращение на Землю "Аполлона" с двумя неработающими двигателями возможно и даже безопасно. Экипаж «Скайлэб-3» смог полностью закончить свою 59-дневную миссию на станцию и благополучно возвратился на Землю 25 сентября, используя два функционирующих двигателя.

Полет «Скайлэб-4» (SL-4) запомнился первым в мире мятежом в космосе. Запуск произошёл 16 ноября 1973 года. Для всех членов экипажа: командира Джеральда Карра, пилота Уильяма Поуга и научного сотрудника Эдварда Гибсона это был первый полет. Экспедиция предполагала очень напряжённый график. На шестой неделе каждодневных работ, после неудавшихся «переговоров» с NASA о хотя бы маленькой разгрузке графика, астронавты 28 декабря 1973 года в качестве протеста на один день прекратили радиосвязь с Землёй. После работа была продолжена.

На Землю экипаж вернулся 8 февраля 1974 года. Миссия «Скайлэб-4» поставила новый рекорд по времени пребывания в космосе, а её экипаж не только вошёл в историю как «первый мятежный», но и как первый, встретивший Новый год в космосе.

В NASA хоть и не одобрили действия экипажа SL-4, но выводы сделали: стали больше внимания уделять психологической стороне полетов, устойчивости экипажей к стрессам и, конечно, отдыху. Но, всё-таки, члены этого экипажа больше в космос не летали...

К этому времени в США уже активно работали над программой «Спейс Шаттл», и «Скайлэб» хотели сохранить до момента начала первых запусков по этой программе. Эта программа предусматривала: один полёт для поднятия орбиты с помощью доставляемого Шаттлом двигательного модуля, два полёта экспедиций для восстановления с доставкой нового стыковочного узла, а затем регулярные длительные экспедиции с доведением экипажа на станции до шести-восьми человек, с пристыковкой других новых модулей. После полёта ЭПАС (Союз-Аполлон) было предложение создать комплекс «Скайлэб-Салют», развивая станцию вместе с СССР.

Но окончательного решения о финансировании тех или иных вариантов принято не было. Да и новые Шаттлы, о которых там много тогда говорили в СМИ США, «запаздывали». Челноки ещё только разрабатывались, и даже о первых полётах в те времена речь не шла. Тем временем станция «Скайлэб» продолжила терять скорость и высоту. Этот процесс ускорился после того, как из-за высокой солнечной активности плотность верхних слоев атмосферы Земли возросла. Процесс схода с орбиты значительно ускорился, и станцию, после многих раздумий и споров, решили затопить.

Расчёты показывали, что станция будет затоплена в 1300 км. от Кейптауна, ЮАР. Однако, как это часто бывает, не всё пошло гладко. В расчётах была небольшая (4%) ошибка… Станция начала падать на территорию Австралии и 11июля 1979 года вошла в атмосферу Земли. Она показала удивительную живучесть: развалилась только на высоте шестнадцати километров. Её обломки находили на всей территории западной Австралии, рядом с такими крупными городами, как: Перт, Эсперанс, Роулина. Некоторые обломки упали на фермы, убив несколько животных. Но позже эти обломки стали «достопримечательностями» в Австралии.

Следует заметить, что было построено две станции «Скайлэб». Но в космос была запущена только одна, вторая осталась на Земле, превратившись в музейный экспонат. Новую станцию, аналогичную «Скайлэб», запустить уже не удалось бы, ведь ракета-носитель «Сатурн-5» вышла из производства. «Сатурн-5» была дорогой сама по себе, а перезапуск её производства обошёлся бы бюджету в очень большую сумму денег. И подобное NASA уже не могло себе позволить.

Пример американской «Скайлэб» заставил советских руководителей и учёных ускорить создание своей "небесной лаборатории".

Проект многоуровневой орбитальной станции "Мир" разрабатывался в НПО Энергия на основе долговременной орбитальной станции "Салют" еще в 1976 году, но спустя 8 лет конструкторы бросили все силы на проект орбитального корабля-ракетоплана "Буран", в качестве противопоставления подобному проекту "Спейс шаттл" американского космического ведомства НАСА, и на разработку орбитальной станции попросту не осталось сил и ресурсов.

Но победила традиция: отмечать весомыми достижениями съезды КПСС. Таковым на этот раз был XXVII съезд, и 20 февраля 1986 года на орбиту был выведен Базовый блок будущей орбитальной станции "Мир" с помощью ракеты-носителя "Протон", стартовавшей с космодрома "Байконур".

Головной разработчик орбитальной станции «Мир», разработчик базового блока и модулей станции, разработчик и изготовитель большинства систем, обеспечивающих их функционирование на орбите, разработчик и изготовитель космических кораблей «Союз» и «Прогресс» – Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П.Королева.

Участник разработки базового блока и модулей, разработчик и изготовитель конструкции и систем, обеспечивающих автономный полет блоков станции, – Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева.

В работах по созданию станции «Мир» и наземной инфраструктуры для нее принимали участие ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс», ЦНИИ машиностроения, КБ общего машиностроения, РНИИ космического приборостроения, НИИ точных приборов, РГНИИ ЦПК им. Ю.А.Гагарина, Российская академию наук и др., всего около 200 предприятий и организаций.

Вышедший первым на орбиту Базовый блок уже сам по себе был самостоятельной структурой, позволяющий будущим космонавтам вести научные исследования, выходить в открыты космос, проводить орбитальные маневры, производить стыковку целевых аппаратов и грузовых кораблей. Помимо рабочих будней, космонавты имели возможность отдохнуть в двух индивидуальных каютах и провести время в общей кают-компании, так же в распоряжении экипажа были кинофильмы и книги, которые постепенно доставляли с помощью грузовых кораблей.

Первыми обитателями станции должны были стать члены экипажа корабля «Союз Т-15», которым предстояло закончить программу полета предыдущей экспедиции на «Салют-7» и начать работу на орбитальном комплексе «Мир», совершив перелет от одной ДОС к другой, для чего Базовый блок комплекса «Мир» был выведен на одну орбитальную плоскость со станцией «Салют-7».

13 марта 1986 года с космодрома Байконур начал свой полет космический корабль «Союз Т-15». В состав экипажа вошли Леонид Денисович Кизим - командир корабля и Владимир Алексеевич Соловьев - бортинженер. Через день космический корабль успешно совершил стыковку с комлексоом «Мир». Отработав 51 день на «Мире», Кизим и Соловьёв на корабле «Союз Т‑15» перелетели на станцию «Салют‑7». Им уже доводилось работать на ней в 1984 году.

Здесь космонавты потрудились ещё 50 дней, дважды выходили в открытый космос, проводили научные эксперименты, а затем собрали оборудование и личные вещи (среди них была и гитара) и снова вернулись на «Мир». Это был первый и единственный в истории случай «переезда» с одной орбитальной станции на другую. 16 июля 1986 года, завершив сложнейшую космическую миссию, Леонид Кизим и Владимир Соловьёв вернулись на Землю. После этого некоторое время станция оставалась незаселённой.

Первым пристыкованным модулем к станции стал космический аппарат «Квант-1», запущенный 31 марта 1987 года и спустя 10 дней пристыкованный к Базовому модулю. Новый модуль разделялся на два отдела, в первом была лаборатория, а во втором оборудование, которое располагалось в негерметичном пространстве. На внешней поверхности модуля имелись астрофизические приборы, и узлы с многоразовыми солнечными панелями. Лабораторный отдел был разделен перегородкой на два отсека, жилое пространство и помещение для приборов. С помощью шлюзовой камеры космонавты попадали с основных помещений орбитальной станции в лабораторный отсек модуля "Квант-1".

Стыковка с «Квантом» стала для «Мира» одной из первых внештатных ситуаций. Первая попытка была неудачной. Система стыковки «Игла» потеряла пеленг, и модуль прошел в 10 метрах от станции. Для его возвращения были использованы двигатели функционально-грузового блока.

Вторая попытка была более удачной, однако окончательная стыковка модуля не удавалась. Стягивание было не полным, осталось нескольких десятков миллиметров до совмещения стыковочных шпангоутов. Анализ, проведенный в ЦУПе, показал, что в системе стыковки было какое-то препятствие. Для прояснения ситуации Юрий Романенко и Александр Лавейкин вышли из станции и переместились к месту стыка с модулем "Квант".

При этом случилась еще одна неприятность. В один из моментов у Лавейкина начало падать давление в скафандре. Это было шоком , но благодаря хладнокровию Романенко быстро выяснилось, что переключена рукоятка клапана наддува на скафандре. Видно, при выходе из люка Александр, задел ею какие-то конструкции и та переключилась.

Поначалу космонавты, выйдя в открытый космос, ничего лишнего не заметили. Однако, когда станция вышла из тени, стало светлее, они увидели, что между «жабо» и приемным конусом находится посторонний предмет. Никаких поломок обнаружено не было. Лавейкин начал освобождать стыковочный агрегат от постороннего предмета, а Романенко страховал товарища и докладывал об отсутствии колебаний модулей.

После уборки "мусора", видимо, оставшегося от предыдущей экспедиции, «Квант-1» был окончательно пристыкован к станции «Мир».

26 ноября 1989 года с космодрома "Байконур" был запущен модуль дооснащения "Квант-2". Пристыкованный к «Миру» он стал третьим модулем в конструкции станции. Он разделялся на три отдела:

- приборно-грузовой, в нем были размещены основные приборы, служебные системы, оборудование дооснащения, грузы с Земли для станции, системы регенерации воды из урины и конденсата;

- приборно-научный, имеющий в своем составе видеокамеры высокого разрешения, набор спектрометров и рентгеновских датчиков, на поверхности отдела располагались две поворотных солнечных панели;

- шлюзовой, в котором находилось оборудование и спец.инструменты для работы в открытом космосе.

Основными задачами модуля были: проведение новых научных опытов и экспериментов, улучшение системы жизнеобеспечения орбитальной станции.

31 марта 1990 года с площадки космодрома "Байконур", ракетой "Протон-К" был запущен стыковочно-технологический модуль "Кристалл", который в автоматическом режиме был пристыкован к орбитальной станции. По своим служебным системам он был похож на "Квант-2" и разделялся на два отсека:

- приборно-грузовой предназначался для опытно-промышленного производства полупроводниковых материалов. Имелся в наличии миниа­тюрный огород - оранжерея «Свет» и тренажер для космонавтов "Бегущая дорожка";

- приборно-стыковочный, где разместили научное оборудование, многофункциональная установку для изучения космического материаловедения; в сферической части аппарата находились два фотоаппарата для съемок земной по­верхности и астрофизическая аппаратура; на внешней обшивке были смонтированы две многоразовых солнечных панели и ультрафиолетовый телескоп.

На "Кристалле" был установлен дополнительный стыковочный узел, который по замыслу конструкторов должен был служить шлюзом для приема корабля «Буран».

Уже после распада СССР, 20 мая 1995 года с космодрома "Байконур" ракетой "Протон-К" был произведен запуск исследовательского модуля "Спектр". Спустя 12 дней он был автоматически пристыкован к орбитальной станции, а затем перестыкован с помощью автоматического манипулятора на радиальное стыковочное гнездо напротив модуля «Квант-2». Данная процедура была выполнена с целью освобождения осевого гнезда для стыковки кораблей "Союз" и "Прогресс".

Модуль "Спектр" включал приборно-грузовой отсек, в котором размещалось служебное оборудование, груз для нужд станции и научная аппаратура, и негерметичный отсек, где находились электроприводы для крепления до­полнительных солнечных батарей и другая аппаратура.

При работе "Спектра" в составе "Мира" произошла космическая авария: при проведении эксперимента по ручной стыковке грузовой корабль "Прогресс М-34" столкнулся с модулем. Были повреждены солнечные батареи, во внешней обшивке модуля образовалась пробоина площадью 2 см². Во время столкновения на «Мире» находились космонавты Василий Циблиев и Александр Лазуткин, а также американский астронавт Майкл Фоул.

ЦУП отдал команду загерметизировать модуль, обеспечив тем самым жизнеобеспечение станции. Ситуацию осложнило то, что через люк, соединяющий модуль со станцией, пролегали кабели. Вместо того чтобы покинуть станцию на борту пристыкованного «Союза ТМ-25», экипаж решил герметически изолировать повреждённый модуль, для чего пришлось срочно отсоединять многочисленные кабели и шланги, проложенные через стыковочный люк. Отсечение модуля повлекло за собой временную потерю электроэнергии, вырабатываемой станцией — с обесточиванием модуля были отключены солнечные батареи «Спектра».

Ко времени аварии «Спектр» был главным источником энергии станции «Мир». После аварии стало недостаточно энергии для проведения экспериментов и работы большой части оборудования станции. В результате НАСА потеряло значительную часть своей аппаратуры, а астронавт Майкл Фоул — большую часть своих личных вещей, находившихся в модуле «Спектр».

Первая попытка ремонта состоялась в августе 1997 года в рамках экспедиции «Союза ТМ-26», во время которой специально обученные космонавты Соловьёв и Виноградов прибыли на станцию. Во время выхода в скафандрах в «закрытый космос» повреждённого модуля они починили главный кабель и прочие пучки кабелей, перерезанные во время изоляции модуля. Это был первый шаг на пути к управлению солнечными батареями и восстановлению большей части энергоресурсов станции.

Другая попытка восстановления модуля была предпринята в рамках посещения шаттла «Атлантис» во время пятичасового выхода в открытый космос космонавтов Владимира Титова и Скотта Паразински. Они закрепили на стыковочном отсеке специальную оболочку («Крышку»). Данная оболочка могла бы использоваться для закрытия дыры на обшивке модуля «Спектр» в последующих выходах в космос. После отстыковки челнока модуль «Спектр» был заполнен воздухом, после чего экипаж шаттла наблюдал выход воздуха, пытаясь обнаружить место разгерметизации.

Несмотря на продолжавшиеся попытки восстановления во время (последнего) посещения шаттла «Дискавери» его экипаж наблюдал утечку воздуха из модуля. Даже последний экипаж станции («Союз ТМ-30») тщетно попытался устранить течь во время выхода в открытый космос. Починить модуль так и не удалось. Таким образом, спустя два года после запуска и до конца работы станции модуль оставался неиспользуемым. Выработку энергии удалось восстановить и сохранять вплоть до контролируемого свода станции с орбиты.

Однако, наращивание комплекса «Мира» продолжалось. 12 ноября 1995 года шаттлом "Атлантис" к «Миру», был доставлен стыковочный модуль, разработанный и изготовленный в РКК «Энер­гия» для стыковок шаттлов непосредственно к модулю «Крис­талл».

23 апреля 1996 года с площадки космодрома "Байконур", ракетой "Протон-К" был произведен запуск шестой пристройки к "Миру" - научно-исследовательского модуля "Природа" и через три дня проведена его стыковка с орбитальной станцией. Основное назначение «Природы» - иссле­дование поверхности и атмосферы Земли, влияния космического излучения на организм человека и поведения различных материалов в условиях космического пространства, а также получение в условиях неве­сомости особо чистых лекарственных препа­ратов.

Модуль состоял из одного герметичного приборно-грузового отсека, который условно разделялся на три секции. В первой размещался оптичес­кий блок германского оптоэлектронного стереосканера. Во второй располагались контейнеры с аме­риканской научной аппаратурой для экспери­ментов в области микрогравитации, фунда­ментальной биологии, науки о космосе, для изучения сердечно-сосудистой деятельности. По ле­вому борту был пост управления фран­цузским аэрозольным лидаром «Алиса». В третьей секции были блоки научной аппа­ратуры и некоторых служебных систем и грузы. Снаружи были установле­ны многочисленные приборы, было и универсальное рабочее место для сменной научной аппаратуры.

С включением в состав комплекса модуля «Природа» монтаж станции был завершен. Он занял десять лет — втрое больше, чем расчетное время работы «Мира» на орбите.

За время нахождения станции «Мир» на орбите на ней работали 28 долговременных экспедиций, а также 15 экспедиций посещения, из них 14 — международных, с участием космонавтов Сирии, Болгарии, Афганистана, Франции (5 раз), Японии, Великобритании, Австрии, Германии (2 раза), Словакии, Канады.

В рамках программы «Мир – Шаттл» было осуществлено семь кратковременных экспедиций посещения с помощью корабля «Атлантис», одна с помощью корабля «Индевор» и одна с помощью корабля «Дискавери», во время которых на станции побывали 44 астронавта.

Всего на станции работало 104 космонавта из 12 стран. За время работы станции «Мир» на ней были проведены 23 000 экспериментов.

На станции «Мир» было установлено достижение по длительности непрерывного пребывания в космосе — российский космонавт Валерий Поляков в 1994–1995 годах находился на орбите в течение 437 суток и 18 часов.

В1990 году на станции побывал первый журналист – японец Тоехиро Акияма. Его прямые репортажи выходили в эфир по японскому ТВ. В первые минуты пребывания Тоехиро на орбите выяснилось, что он страдает «космической болезнью» — разновидностью болезни морской. Так что его полет не был особенно результативным.

Улетавший из СССР 25 марта 1992 года космонавт Сергей Крикалев вернулся уже в Россию.

В этом же году на орбите неделю провела Элен Шарман - единственная представительница Британии, летавшая в космос. Она получила «путевку» на «Мир», победив в общенациональном конкурсе, в котором приняло участие 13 000 человек.

В 1993 году на автоматическом корабле «Прогресс» был развернут огромный «звездный парус». Так начинался эксперимент «Знамя-2″. Российские ученые надеялись, что отраженными от этого паруса лучами солнца им удастся осветить значительные участки земли. Однако восемь панелей, из которых состоял «парус», раскрылись не полностью. Из-за этого осветили район гораздо слабее, чем ожидали ученые.

Самым тяжелым годом для всего комплекса «Мир» стал 1997 год - станцию чуть было не постигла катастрофа. В январе на борту произошел пожар — космонавты вынуждены были надеть дыхательные маски. Дым распространился даже на борт корабля «Союз». Огонь потушили за несколько секунд до принятия решения об эвакуации. В июле «Мир» чуть не остался без электропитания — один из членов экипажа случайно отсоединил кабель бортового компьютера, и станция перешла в неуправляемый дрейф. В августе отказали кислородные генераторы — экипажу пришлось воспользоваться аварийными запасами воздуха. На Земле начали говорить о том, что стареющую станцию следует перевести в беспилотный режим.

Первоначальный проект предполагал, что станция «Мир» будет работать на орбите в течение пяти лет, после чего её сменит «Мир-2». Однако распад СССР и экономический кризис перекроил космическую программу полностью. Полёт «Мира» продлевался несколько раз, в итоге достигнув 15 лет. Свои программы экспериментов Россия сворачивала, активно идя на сотрудничество с США. У американцев не было достаточного опыта работы на орбитальных станциях, а у россиян не было денег — вот причина активного сотрудничества двух стран в космосе в 1990-х годах.

К концу 1990-х ресурс станции «Мир» был выработан почти полностью, постоянно приходилось устранять различные поломки. С другой стороны, на Россию давили американцы, призывая сосредоточиться на работе над проектом Международной космической станции (МКС). В начале 2001 года Правительство России приняло решение о завершении работы станции «Мир».

23 марта 2001 года «Мир» был сведён с орбиты и затоплен в южной части Тихого океана на закрытом от судоходства "кладбище космических кораблей". Свидетелями падения раскаленных обломков в океанские воды стали пассажиры двух самолетов. Билеты на эти уникальные рейсы стоили до 10 тысяч долларов. Среди зрителей было несколько российских и американских космонавтов побывавших до этого на «Мире»

На пресс-конференции 23.03.2001, посвященной окончанию миссии, Руководитель полета станции «Мир» космонавт В.А.Соловьев сказал: «В отечественной космонавтике пройден очень интересный путь длиною в 15 лет. За эти годы было получено много интересных результатов, были и неудачи, которые нас многому научили. Но каждая техника имеет право на старение. Закончился этап эксплуатации станции «Мир». Мы гордимся и будем гордиться этим этапом. Ничто в мире не летало в пилотируемом режиме так долго – больше 15 лет. А за это время мы многое научились делать, и делать хорошо. Завершающий этап, к великому моему удовольствию, прошел весьма и весьма успешно».

Базовый блок, разработанный для не отправившейся в полёт станции «Мир-2», сегодня летает в составе МКС под названием «Звезда».

(Продолжение следует)



  • Памятные даты


  •      

    Февраль 2024


    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    29 30 31 1 2 3 4
    5 6 7 8 9 10 11
    12 13 14 15 16 17 18
    19 20 21 22 23 24 25
    26 27 28 29 1 2 3
Труженики космоса,© 2010-2019
ОСОО "Союз ветеранов Космических войск"
Разработка и поддержка
интернет-портала - ООО "Сокол"