103160, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.84/328(499)794-83-06

Этой теме была посвящена Военно-историческая конференция "Союза ветеранов Космических войск".

05.03.2022

Подготовленная вместе с командованием Космическими войсками, она состоялась в сентябре 2007 года. В конференции наряду с ветеранами участвовали офицеры и курсанты Космических войск, космонавты, представители ракетно-космической отрасли и Роскосмоса, студенты некоторых ВУЗов и журналисты. Материалы Конференции представляют интерес и сегодня. 
Некоторые из них начинаем помещать на Интернет-портале.
Публикация 2
       

Участие военных структур в формировании взглядов на создание и использование                     космических систем различного назначения.

                                        Доклад Заслуженного деятеля науки и техники, доктора технических наук                                                              генерал-майора Алексеева Эдуарда Викторовича.

                 (Помещается с сокращениями)

Участие военных структур в создании космических средств и освоении космического пространства, а точнее их роль и место в различные временные периоды имеют свою историческую основу. Они имели свои особенности.

Еще не кончилась Великая отечественная война, когда в Германию была отправлена группа с задачей изучения и использования задела по созданию ракет ФАУ-1 и ФАУ-2. В группу, наряду с конструкторами и инженерами, работающими в области ракетной техники С.П. Королевым, В.П. Глушко, Б.Е.Чертоком, В.П. Барминым и другими, вошли военные специалисты Л.М. Гайдуков, А.И. Соколов, Г.А. Тюлин, М.К. Тихонравов, Н.Г. Чернышев, К.А. Керимов, Ю.Н. Мозжорин, Н.Н. Смирницкий, А.Ф. Тверецкий, А.Г. Мрыкин и другие.

Участие военных имело свои цели. На них была возложена задача разобраться и определить вопросы организации и проведение испытаний ракет и их баллистическое обеспечение и, прежде всего, создание таблиц стрельбы.

На этапе испытания этих ракет потребовалось создание нового полигона со своим комплексом пусковых, заправочных и измерительных средств, а также разработка методик испытаний ракет и расчета таблиц стрельбы (полетных заданий). Эти задачи были возложены на военных и блестяще решены. Полученный опыт работы стал решающим при выборе и обосновании нового полигона для отработки первой межконтинентальной ракеты Р-7, разработанной СП. Королевым.

В рекордно короткие сроки, менее чем за 2,5 года практически в пустыне в крайне сложных условиях было создано всё для летно-конструкторских испытаний, включая материально-техническое обеспечение, измерение параметров ракет при запуске и полете, а также средств обработки для анализа и оценки ЛТХ. Три с половиной тысячи солдат и офицеров совместно с учеными, конструкторами, строителями, монтажниками совершили, как это видится сегодня, безусловно, подвиг.

Общее руководство и ответственность за создание Байконура Правительством была возложена на главного маршала артиллерии М.И. Неделина. Зарождение и становление полигона проходило под руководством А.И. Нестеренко, первого начальника полигона, строительство шло под руководством Г.М. Шубникова. Полигон стал самой крупной, особой уникальной военной ракетной организацией с испытательной направленностью.

Создание С.П. Королевым ракеты Р-7 открыло возможность запуска ИСЗ. 30 января 1956 года Правительством было принято решение по проведению работ по созданию первого искусственного спутника Земли. Во исполнение этого решения на Министерство Обороны (НИИ-4) была возложена задача по созданию командно-измерительного комплекса и баллистического обеспечения запусков ИСЗ. Задача была не характерна для военной структуры, т.к. фактически они становились соисполнителями разработки одной из составляющих комплекса средств необходимых для осуществления запуска и применения ИСЗ.

В кратчайшие сроки в НИИ-4 были разработаны теоретические основы обеспечения запусков ИСЗ, измерения и определения параметров орбит, состояния, контроля и управления бортовой аппаратурой, а также принципы и методы практической их реализации. 3 сентября 1956 года вышло Постановление Правительства СССР о запуске геофизического спутника (объект «Д»), в исполнении которого НИИ-4 МО поручалось сформировать «центр по руководству и координации работ» комплекса командно-измерительных средств, средств связи и СЕВ, а также научно-координационную часть (КВЦ) и отдельные научно-измерительные пункты (ОНИП).

Эта задача по формированию и комплектованию средств также была решена в кратчайшие сроки. Более 12 тысяч солдат и офицеров, начиная практически на голом месте, смогли спроектировать, построить, оборудовать и смонтировать необходимый состав средств для управления ИСЗ. Заложенные принципы построения КИК, как системы массового обслуживания ИСЗ различного назначения, полностью себя оправдали и прошли проверку временем. Была обеспечена работа по первым семи пускам ИСЗ военного, народнохозяйственного и научного назначения, восьми запусков автоматических станций полета к Луне, Венере и Марсу.

Огромную роль в этот период сыграло обращение в мае 1954 года с письмом и докладной запиской полковника M.K. Тихонравова в Правительство СССР «О возможности разработки искусственного спутника Земли». Оказанная поддержка со стороны Правительства, в том числе, Министерством обороны, а точнее в первую очередь, позволила С.П.Королеву принять решение о первоочередном запуске простейшего спутника Земли (ПС-1). Фактически, менее чем через два месяца после первого удачного запуска ракеты Р-7 (21 августа 1957 года) 4 октября 1957 года открыло эру космоса и обеспечило приоритет в этом нашей страны.

Прорыв в космос, совершенный первым ИСЗ, открыл дорогу для использования космических средств в интересах решения политических, военных, научных и хозяйственных задач. Естественно, что первые шаги по практическому освоению и использованию космического пространства были сделаны совместно с ОКБ-1, а также СКБ Д.И. Козлова, КБ М.Ф. Решетнёва в интересах обороны и безопасности и направлены были на создание систем разведки, ПРИ, связи и навигации...

Понимая общегосударственные интересы, 3 управление ГУРВ (в последующем ЦУКОС) взяли на себя роль Заказчика не только средств военного назначения, но и народнохозяйственного и научного. Известно, что успех разработки во многом определяет квалификация Заказчика. Если финансирование определяет темп и сроки проведения работ, то комплекс ТТТ -по существу определяет идеологию разработки, ее процесс и эффективность на этапе применения, а в целом, создание системы на соответствующей научно-методической базе.

В создание системы «Метеор», создание и организации запусков первых автоматических станций для исследования планет Марс, Венера и исследования Луны, включая необходимую модернизацию ракеты Р-7А и создания РН «Молния», в осуществлении программ исследований космического пространства в серии Космос и Интеркосмос и других пилотируемых космических аппаратов внесли многие офицеры-специалисты...

Безусловно, основные усилия всех военных структур были сосредоточены на создании космических систем в интересах Министерства обороны и их эффективность использования в интересах всех видов и родов войск во всех формах их действий. Уже в составе первого поколения систем космического вооружения были:

- средства фотографического наблюдения и картографирования;

- система радиотехнического наблюдения;

- средства спутниковой связи;

- система наблюдения на ОТВД;

- космическая навигационная система;

- котировочные космические комплексы;

- космический геофизический комплекс.

По своим ТТХ эти системы практически не уступали аналогичным системам США, хотя КА и имели несколько большие массы и габариты. В целом, на основе проведенных исследований, с учетом возможного характера и особенностей современной войны был разработан первый проект «Системы космического вооружения», определяющей сроки и направления развития космических средств на базе использования унифицированных средств выведения и управления.

При определяющей роли военных организаций была создана самостоятельная Государственная программа, объединяющая средства космического вооружения с космическими средствами научного и народнохозяйственного назначения, реализующая техническую и экономическую целесообразность их применения и развития на единой унифицированной базе средств выведения и управления.

Кроме того, такая программа позволила установить единый порядок разработки и применения приборов, аппаратуры и электроизделий и создать межведомственные нормативы и вести создание всех космических средств под контролем военных представительств. Вопросы качества и надежности космической техники решали более 1500 офицеров и служащих СА. Именно благодаря их усилиям промышленностью были достигнуты самые высокие в мире показатели по надёжности РН ( Р=0,97 ). Институт военных представительств позволил осуществить на всех предприятиях, ведущих разработки космических средств, на единой технологической дисциплине на основе действующих ГОСТов и ОСТов.

Подводя итоги выше отмеченной роли военных структур на первом этапе освоения космического пространства, можно констатировать, что они играли решающую роль в идеологии создания базовых систем управления и выведения, основными при подготовке и проведении запусков, им принадлежала ведущую роль в определении перспективных направлений и задач космических исследований и создания КС на реальной почве технических и финансовых возможностей с учетом научных достижений. То есть, объективно были идеологами освоения и использования космического пространства.

Именно благодаря сочетанию усилий военных структур и основных организаций промышленности в этот период было достигнуто лидирующее положение в освоении космического пространства. Мы первыми вышли в космос, облетели Луну, осуществили первый выход человека в открытое пространство и т.д. Основная цель в этот период может быть определена как создание определенной совокупности космических систем и комплексов соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей потребности политики, безопасности и обороны страны, народного хозяйства и науки.

Важная роль военных структур на этом этапе однако не нашла свое достойное отражение ни в средствах СМИ, ни в последующей истории освоения космоса. Здесь несколько причин:

1. Из политических соображений первые успехи были приписаны Академии наук СССР (Благонравов, Петров) и если в последующем роль С.П.Королева была восстановлена, то о военных забыли.

2. Многие структуры были созданы уже позднее, после запуска первых космических систем различного назначения, и, как правило, историю начинали с момента своего создания.

3. Перегиб в освещении достижений космонавтики в пользу пилотируемых систем. Создание у обывателя понятия, что космонавтика - это
космонавты.

4. Наша вина - отсутствие ярких публикаций о жизни и деятельности военных, стоявших у истоков космонавтики: Маршале М.И. Неделине,
А.И. Нестеренко, А.И. Соколове, А.Г. Карасе, А.А. Максимове, М.Г. Григорьеве и других.

На период 70-х - 80-х годов с принятием США военной доктрины и концепции СОИ был наложен отпечаток состояния «холодной войны», что вызвало необходимость резкого увеличения работ по сохранению стратегической стабильности и ответных мер по недопущению превосходства в космосе. Естественно, в этот период возросла роль военных структур в плане направлений противодействия СОИ, в исследовании космического пространства как новой сферы вооруженной борьбы, обосновании особого космического театра военных действий в ближнем космосе. А также создании базовых направлений производства в космосе новых материалов, лекарств и решении других новых научных задач.

Значительную роль сыграли военные структуры в период «лихих 90-х». Именно благодаря созданному в свое время А.А. Максимовым боезапаса средств выведения и КА и умелому руководству Командующего ВКС В.И. Иванову практически удалось сохранить минимально возможную (на грани полного срыва) группировку космических средств.

Однако более подробно остановимся на роли KB в настоящее время, как это нам ветеранам представляется.

Космонавтика вошла во все сферы жизни государства и человечества. Потребности науки, экономики и обороноспособности в использовании космических средств постоянно возрастают. В повседневной жизни идет становление информационного уклада жизни, который в значительной степени базируется на применении космической техники. Резко возрастает роль информационных космических средств разведки, связи, навигации и т.д., которые уже стали средствами двойного назначения и наряду с обеспечением безопасности и обороноспособности участвуют в решении экономических задач государства и бизнеса.

Государственная важность космических средств нашла отражение в документе «Основы политики Российской Федерации в области космической деятельности до 2010 года. В общей постановке определены государственные интересы Российской Федерации в космической деятельности:

- обеспечение гарантированного доступа и постоянное присутствие России в космосе на основе сбалансированного развития ее космического потенциала;

- комплексного решения задач в области обороны страны, безопасности государства, социально-экономического и культурного развития;

- повышения эффективности космического потенциала в интересах усиления боевых возможностей Вооруженных Сил;

- обеспечения потребностей страны в сфере космической деятельности преимущественно за счет использования отечественной космической техники и вооружения, производимых на российских предприятиях и российской научно-промышленной базе.

Нет необходимости комментировать роль военных структур в решении поставленных на государственном уровне задач. Вместе с тем, представляется в плане обсуждение на нашем собрании вопроса обратить внимание на следующее:

1. Завершается срок действия документа (2010), что делает необходимым первостепенной задачей подготовку нового документа о Государственной политике до 2020 года. Такие документы не готовятся за один день, поэтому к их разработке необходимо приступить уже в настоящее время.

2. Экономические условия государства в период подготовки документа диктуют необходимость построения космической политики на основе модернизации и сохранения минимального уровня решения тех или иных задач.

Роль современных военных структур, прежде всего, должна быть проявлена в формировании нового государственного подхода к космической политике на период до 2020 г. на основе конкретных перспективных направлений и задач космонавтики с учетом последующих научных достижений и реальной почве технических и финансовых возможностей.

Сегодня государству под силу добиваться скачка в научно-техническом прогрессе и стимулирования появления новых достижений в космической деятельности. Основы предложений по развитию космических систем непременно и, прежде всего, должны базироваться на исследовании характера современных военных действий.

Напомню, что во всех военных конфликтах последнего времени (Персидский Залив, Босния, Югославия, Афганистан, Ирак) нашли широкое применение для обеспечения действий вооруженных сил и сил флота космические средства. При этом, как правило, информация от космических средств различного назначения интегрировалась и дополнялась информацией от средств воздушного, морского и наземного базирования. Уже при управлении боевыми действиями в Ираке, это осуществлялось из единого центрального командного центра в Дохе (Катар). Этот центр оснащен суперкомпьютерами высокой производительности и базируется на глобальных телекоммуникационных спутниковых и волоконно-оптических линиях цифровой связи с пропускной способностью до 10 Гбит в секунду.

Фактически в Ираке США реализуют одно из ключевых положений своей концепции: создание единого информационного пространства как условие повышения эффективности боевых действий за счет использования точных данных о положении и характере разнообразных объектов и целей, появления новых ситуаций.

Единое информационное пространство с телекоммуникационной и компьютерной сетью, позволяющее комплексировать информацию, получаемую от космических средств и навигации, связи, разведки и средств воздушного, наземного и морского базирования, а также средств гражданского и коммерческого назначения, позволяет получать в реальном масштабе времени, вплоть до уровня командиров тактических звеньев, самые разнообразные данные о характере и координатах целей, включая видеоизображения, передаваемые из центрального командного пункта и средств разведки. Это также стало основой широкого применения и высокоточного оружия.

К сожалению, работы по подобной интеграции информационных систем у нас ведутся недостаточно. Проблемы эти крайне сложны и могут быть решены только на государственном уровне, так как они находятся на пересечении многих ведомственных интересов, и не могут быть решены без организации органа ответственного за создание. В создании единой информационной системы, позволяющей в пространстве и во времени наблюдать и вскрывать все действия вероятных противников, безусловно определяющая роль должна принадлежать военным структурам. 

Представляется, что в Министерстве обороны Космические войска имеют наиболее подготовленные кадры в области информационных систем и компьютерной техники, большой накопленный опыт и в области интегрирования информации от различных систем и источников, как в ГНИИЦе, так и в системах СПРН и СККП. Безусловно при этом и резко изменится и роль KB как рода ВС РФ. Вместе с тем, решение такой важной и сложной проблемы потребует проведение больших комплексных межведомственных НИР и ОКР.

В решении таких задач будет необходимо создание в Космических войсках научно-исследовательского института. Его главными задачами должны стать формирования предложений по рациональным путям и направлениям создания Единой информационной системы и другие вопросы поиска и осуществления скачка в научно-техническом прогрессе и стимулирования новых достижений в космонавтике.

Конечно это новое направление для КБ и оно мною поднимается в плане обсуждения. Это направление затрагивает многое, в частности на современном уровне уже возможно говорить не только о создании определенных группировок КА, обеспечивающих требуемый уровень определения координат, времени и уровня разрешения на местности, но и о создании поддержании соответствующих полей навигационного, связного и разведывательного и т.д.

В своём выступлении Первый заместитель Председателя правительства РФ С.Б. Иванов подчеркивает: «В обозримом будущем можно ожидать, что основные цели войны будут достигаться преимущественно за счет космических и воздушных средств разведки и поражения. Для выхода на передовые рубежи надо ясно видеть те направления науки и техники, которые являются прорывными. Нужна эффективная система стратегического научно-технического прогнозирования, определяющая новые направления и технологии».

За KB остается и роль головной военной структуры, определяющей развитие космодромов и средств выведения. Перспективы каждого космодрома, их возможности, пропускная способность, основные направления по целевым системам должны быть конкретно представлены и утверждены на правительственном уровне.

На период до 2020 года одной из задач остается определение необходимого ряда ракет-носителей. Уже в настоящее время возникают разногласия по размерной тяжелых и сверх тяжелых носителей. В частности, возникают предложения ограничения массы выводимых грузов порядка 30-35 тонн.

Вместе с тем, эти проблемы со стороны военных структур должны быть увязаны с созданием нового поколения космических аппаратов различного предназначения, прежде всего решающие военные задачи. Здесь необходимо исходить из двух противоречивых тенденций: уменьшение массы КА за счет микроминиатюризации и тенденции повышения высоты орбит при сохранении требуемого разрешения на местности и возможного времени наблюдения и сроков активного существования.

Представляется, что стоящие на будущее задачи военного плана недопущения превосходства в космосе таких стран как США и решение задач полета на Луну, Марс и другие планеты, по-видимому, потребуют создания 100-тонных носителей.

Прогресс в создании командно-измерительных средств, средств автоматизации и компьютерной техники приводит к постановке на принципиально новой основе с широким внедрением обмена информацией с использованием спутников-ретрансляторов глобальной системы «ГЛОНАСС».

________________________________ 

Труженики космоса,© 2010-2019
ОСОО "Союз ветеранов Космических войск"
Разработка и поддержка
интернет-портала - ООО "Сокол"