10.11.2013
Путешествие символа Олимпиады на орбиту будет совсем коротким. Уже в понедельник Фёдор Юрчихин вернет факел на Землю, а вот задачи экспедиции намного масштабнее – более 50 научных экспериментов. Предстоит принять и несколько грузовых кораблей. Один из "Прогрессов" отправится к МКС уже в конце ноября.
Главный символ предстоящей Зимней Олимпиады с космодрома провожали с размахом. Пожалуй, самый волнующий для всех вопрос — о судьбе факела: как долетит, как закреплен.
"Место ему мы, конечно, найдем достойное, соответствующее, — заверил командир экипажа корабля "Союз ТМА-11М" Михаил Тюрин. — Все мы понимаем, что факел является символом, и поэтому с ним нужно обращаться уважительно и даже трепетно".
Путешествие олимпийского факела на орбиту короткое — меньше недели. Однако сама космическая миссия масштабная. Экипаж проведет на орбите почти 50 экспериментов. Встретит несколько грузовых кораблей, один из них удалось посмотреть еще на Земле.
"Мы его будем разгружать, очень много экспериментов, — рассказывает Михаил Тюрин. — Эксперимент "Капля" — это такая большая установка, которая там с трудом поместится, но поместится. Еще там будут телескопы, крупного и мелкого разрешения, которые будут установлены в открытом космосе снаружи станции".
Встречать на орбите предстоит и американские корабли. Главным для этого будет инженер НАСА — астронавт Рик Мастраккио. На российском корабле еще не летал, но в космос отправляется уже в третий раз. Кроме научных экспериментов перед ним стоит задача дооборудовать американский сегмент МКС, работы как на станции, так и за ее пределами.
"За шесть месяцев экспедиции на космическую станцию нам предстоит принять два американских корабля, — сообщает бортинженер корабля "Союз ТМА-11М" Ричард Мастраккио. — В декабре – Cygnus, а в марте следующего года – Space".
Провожают космонавтов многочисленные родственники. В такой день и сильным покорителям высот хочется домашнего тепла. Михаилу Тюрину — командиру российского корабля "Союз" проще: его дочь пошла по стопам отца — работает инструктором в Центре подготовки космонавтов.
"Да, она работает в ЦПК, она инструктор и здесь находится в командировке, — говорит Михаил. — Но это практически никак не связано с нашими родственными отношениями. У нее своя работа, у меня — своя. Встречаемся иногда, конечно, также как и с остальными инструкторами".
Пожалуй, самая многочисленная делегация — из Страны восходящего солнца. Гости из Японии воспринимают этот олимпийский старт, как свой праздник. Коичи Ваката станет первым японским астронавтом, который возглавит Международную станцию после того, как кресло командира освободит Олег Котов.
"Это демонстрация того, что у нас самая настоящая, серьезная международная космическая программа", — подчеркивает Коичи Ваката, бортинженер экипажа корабля "Союз ТМА-11М".
Коичи Ваката, как и в прошлые полеты, собирается проводить любопытные цирковые эксперименты: перетягивание каната в невесомости, ковер-самолет, а там и до сапог-скороходов и скатерти-самобранки не далеко. Словом, все для того, чтобы молодежь Японии больше интересовалась космосом.
"У нас будет научный эксперимент с миниатюрными японскими рыбками медака, — рассказывает Коичи. — На японском модуле Kibo будем проводить медицинские эксперименты на костной ткани и профилактике остеопороза в невесомости".
Международный экипаж, три языка общения, разные страны и разный менталитет, но одна космическая миссия, поэтому все учат и русский, и английский, и даже стараются говорить на японском языке.
"Не исключено, что начнем говорить и на японском", — подтверждает Михаил Тюрин.
В канун старта — традиционное напутственное чаепитие, возможность пообщаться в тесном кругу. Руководитель Роскосмоса Олег Остапенко интересуется настроением экипажа, отмечает: каждый старт и каждая ракета для него как родные. Однако этот экипаж — как талисман — первый в его новой должности.
"И космонавты, и ракета, особенно в завершающей стадии, — это как единое целое, — считает Олег Остапенко, руководитель Федерального космического агентства. — Я уже говорил, и буду повторять, что ракета – это живой организм. И когда космонавты находятся на борту – это единое целое. Единая организация, которая нацелена на главную задачу, которую надо решить".
Главе Роскосмоса предстоит осмотреть ракету, по традиции, сказать спасибо всем, кто готовил этот старт. Этот "Союз" заметно радует своим необычным видом.
"Она необычна тем, что на ней олимпийская символика, а так она совсем обычная", — говорит заместитель генерального конструктора по эксплуатации ракеты-носителя "Союз" Валерий Капитонов.
Михаил Тюрин добавляет: "К счастью, он только внешне необычная — снаружи, а внутри она осталась такой же надежной, как и была. 1811-й пуск этой ракеты будет".
Олимпийская символика везде: на ракете, на космическом аппарате, на обтекателе. Даже стартовый расчет решил приобщиться к олимпийскому движению: украсили главное рабочее место — стартовую площадку — олимпийскими кольцами. Это площадка номер один Гагаринского старта, и теперь она тоже приобщена к олимпийской эстафете.
Для Анатолия Федоровича Рудакова это крайний пуск. Он первый покидает свой перископ. Именно он на протяжении многих лет руководил стартом ракеты. Именно он произносил то заветное слово "Пуск".
"По-олимпийски только ракета разукрашена, а мы относимся к этому так же, как и любому пуску с экипажем, — признается первый руководитель стартового расчета Анатолий Рудаков. — Для нас главное, чтобы экипаж стартовал успешно и вышел на орбиту".
Финишная прямая — это уже дорога к старту. Впервые космонавты идут по нему с олимпийским факелом. Впервые символ олимпиады отправляется на такие высоты. С такой скоростью он еще не летал, на таких высотах не бывал. Не говоря уже о выходе в открытый космос.
Космическая эстафета уже в самом разгаре: старт, через шесть часов стыковка и уже на орбите передача факела из сегмента в сегмент, своя дистанция по беговой дорожке и самый высотный облет Земли. Все рекорды эта эстафета уже покорила: "быстрее, выше, сильнее" — это как раз про космическую эстафету. Главное, чтобы теперь в феврале следующего года наша сборная достигла таких же высот.
На пути у символа Олимпиады космическая трасса с препятствиями: перегрузки, вращения и невесомость, поэтому факел летит без огня — зажигать его в космосе невозможно. Главное для олимпийского факела — достичь космических высот в буквальном смысле слова и подарить уверенную победу нашим олимпийцам.
Телестудия Роскосмоса