30.10.2012
В нём раскрываются некоторые подробности современных запусков пилотируемых кораблей.
«Экипаж "Союза" прибыл на МКС. До пункта назначения корабль добирался двое суток. Планируется, что уже весной время пути сократится в несколько раз. Вместо 48 часов "Союзы" будут прибывать по "быстрой" схеме, всего за 5-6 часов. С пополнением интернациональный экипаж станции увеличился вдвое. В таком составе космонавтам и астронавтам предстоит работать на орбите до декабря.
Скорость 27 тысяч километров в час относительно поверхности земли. Высота рекордная — 430 километров. Ориентация, импульсы на сближение — и вот космический корабль "Союз-ТМА 06М" приближается к орбитальной станции. Двое суток в пути. Долгожданная стыковка.
Два часа ожидания, проверка герметичности, выравнивание давления и, наконец, открытие люков. Теплая встреча. Теперь на ближайшие месяцы космическая станция — и рабочее место, и родной дом. "Ты влетаешь на станцию. Она большая. Там тепло, там светло. На ближайшие полгода, или сколько продлится экспедиция, это твой дом. И все эти эмоции, они всегда искренние. Все рады друг друга видеть", — рассказывает лётчик-космонавт, Герой России Сергей Волков.
Космический путь поражает своим размахом. Многолетняя подготовка к полету, 9 минут до выведения на орбиту и два дня до стыковки. Все по расписанию. Стартовал экипаж хоть и с привычной точки на карте — с космодрома Байконур — однако, с новой площадки. "Не так важна точка земной поверхности, откуда лететь. Он летит на том же самом советском, сейчас российском корабле "Союз", самом надежном космическом аппарате", — говорит руководитель стартовой площадки. Сергей Карасев.
Крайний раз отсюда, с этой площадки, пилотируемая ракета уходила в космос в 1984 году, и 28 лет отсюда не летали ракеты с космонавтами. Однако все здесь так же, как на "гагаринском" старте: космическая лестница и космический лифт. Есть и так называемая "зона чистоты". Перед посадкой космонавтов в корабль здесь трудятся инженеры в стерильных комбинезонах, укладывая бортовую документацию и делая все для комфорта экипажа.
Площадка новая, а традиции — старые. Как в прежние времена, доклад государственной комиссии – на стартовом комплексе. А потом первое и главное ускорение перед подъемом в ракету — шлепок по скафандру. Первый уровень, второй, третий — как этажи высокого дома. Сергей Мишин в лифте вместе с космонавтами, вот так много лет провожает экипажи. Потомок академика, генерального конструктора Мишина здесь в лифте тоже член экипажа. Довезти до космического корабля такой груз надо плавно и спокойно.
Ракета возвышается над стартом на 34 метра, здесь на этой высоте становится не по себе. Колонны обслуживания и сама ракета на ветру покачиваются. И захватывает дух от осознания того, что скоро это творение рук человеческих преодолеет земное тяготение и выйдет на орбиту. Покачивание ракеты чувствуют и космонавты в корабле. Команда на закрытие люка и дружественный стук – с наилучшими пожеланиями в полете.
Они все испытатели, испытывают стартовые системы, новые модификации корабля, цифровые системы управления. В каждом полете — новые испытания. Уже их дублеры: экипаж "Союз-ТМА-08М" Павел Виноградов, Александр Мисуркин и Кристофер Кессиди испытают новую трассу полета. Этот экипаж будет добираться до станции всего за 5 часов. "Сейчас мы имеем корабль, который позволяет летать достаточно быстро. Очень хорошая вычислительная машина на борту, она может просчитать все маневры корабля, фактически без Земли. Одно дело лететь двое суток и начинать делать эксперименты биологические, а другое, когда можно здесь на старте положить любую нагрузку и через 5-6 часов начать эксперимент — для ученых, для биологов, это крайне важно", — говорит лётчик-космонавт, командир корабля "Союз ТМА-08М" Павел Виноградов.
Так летали первые экспедиции к космическим станциям, так будут продолжать летать и новые экипажи на российских кораблях. Чтобы однажды этот рейс Земля-Орбита стал регулярным для каждого из нас.
Телестудия Роскосмоса