103160, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.84/328(499)794-83-06

Победы в Космосе ковали фронтовики.

10.07.2020

СОЗДАНИЕ КОСМОДРОМА "БАЙКОНУР".

В 1955 году Правительством СССР было принято решение о строительстве Научно-исследовательского испытательного полигона. После нелёгкой задачи - выбора места для испытаний межконтинентальных баллистических ракет, Государственная комиссия под председательством начальника Испытательного полигона «Капустин Яр» легендарного генерал-лейтенант артиллерии В.И. Вознюка предложила пустынный район Казахстана восточнее Аральского моря, в нескольких сотнях километров от поселка Байконыр. Это место имело ряд преимуществ перед другими: равнинная полупустынная местность, наличие крупнейшей среднеазиатской реки Сыр-Дарья, более трехсот солнечных дней в году и, главное, что уже тогда С.П. Королёв держал в уме - близость к экватору, дающая возможность использовать для запусков в Космос дополнительную скорость вращения Земли.

Непосредственная ответственность за создание нового объекта возлагалась на маршала артиллерии М.И. Неделина. Участник Великой Отечественной войны с первого дня. На момент начала боевых действий занимал должность командир 4-й артиллерийской противотанковой бригады в Киевском Особом военном округе. Участник оборонительных боёв в Бессарабии, на реке Днестр, в районе городов Гайворон, Новая Одесса, на реке Южный Буг. Закончил войну командующим артиллерией – заместителем командующего войсками 3-гоНеделин М.И..png Украинского фронта. Участвовал в боях за Днепр, в Ясско-Кишенёвской, Будапештской, Венской операциях. С марта 1955 по декабрь 1959 года – заместитель министра обороны СССР по специальному вооружению и ракетной технике. С декабря 1959 по 24 октября 1960 года – главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения – заместитель министра обороны СССР.

Руководителем строительства был назначен генерал-майор Г.М. Шубников. Фронтовик, он начале войны назначается заместителем командира отдельного саперного батальона 30-й саперной бригады, а уже в феврале 1942 года — командиром батальона . С осени 1941 года батальон занимался возведением оборонительных рубежей на Сталинградском направлении. В 1943 году Г. М. Шубников возглавляет ряд управлений, которые проводят успешные операции по инженерному обеспечению наступательных операций. В ходе летнего наступления 1944 года войска 1-го Украинского фронта, в состав которого входило строительное управление майора Шубникова, вышли на рубеж Вислы, захватили на её западном берегу три плацдарма. С 1946 по 1949 год Шубников был начальником 23-го Управления Военно-полевого строительства. Части, которыми он командовал, восстанавливали мосты через канал в Берлине, реку Одер — в городах Франкфурт, Кюстрин, через реки Вислу, Шпрее, пролив Штральзунд и другие, строили ряд административных и культурных зданий в городе Берлине (здание театра и советское посольство), памятники погибшим советским воинам в Берлине (в том числе и замечательный памятник Воину-освободителю в Трептов — парке по проекту скульптора Вучетича).

Шубников.jpg

Уже под его руководством в январе 1955 года на станцию Тюра-Там прибыл первый отряд военных строителей под командованием старшего лейтенанта И.Н. Денежкина. Началось создание производственной базы. Одновременно с началом строительства шел процесс формирования коллектива создателей полигона. Трудности, с которыми встретились строители, были связаны не только с суровы

Несмотря на тяжелейшие условия, в первые месяцы были проложены автомобильная и железная дороги и начато строительство основного объекта - будущего первого стартового комплекса. Для его создания потребовалось поднять около миллиона кубометров грунта и уложить свыше тридцати тысяч кубометров бетона. Через четыре месяца стартовое сооружение было сдано под монтаж пускового оборудования. В установленные сроки был сдан и первый монтажно-испытательный корпус. 5 мая 1955 года началось строительство жилого поселка испытателей космодрома, носившего в разное время разные названия: «Ташкент-90», поселок «Заря», поселок «Звездоград», город Ленинск и с декабря 1995 года - город Байконур. 2 июня 1955 года директивой Генерального штаба утверждена организационно-штатная структура 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона (НИИП). Эта дата официально признана Днем рождения космодрома «Байконур».ми климатическими условиями и с неустроенностью быта, но, самое главное, с крайне сжатыми сроками строительства и отсутствием какого-либо опыта в создании подобных объектов. Не выдерживали машины, но люди выстояли. Один из организаторов и участников создания космодрома М.Г. Григоренко вспоминал: «...Нигде в мире не было опыта проектирования и строительства столь сложных, по существу, уникальных сооружений и комплексов. Требования к точности и долговечности конструкций были предельно высокими. Без повседневной изобретательности, творчества, инженерной смелости, без умения идти на риск успеха добиться было бы невозможно. И, я думаю, не случайно руководящий состав строительства составляли фронтовики - люди, прошедшие тяжкие испытания войны, закалившиеся в ее горниле, люди, которых никакие трудности не могли ни испугать, ни остановить».

Начальником 5-го НИИП был назначен генерал-лейтенант артиллерии А. И. Нестеренко. Активный участник Великой Отечественной войны с июня 1941 по май 1945 в должностях начальника артиллерии стрелковой дивизии, командира 4-го гвардейского минометного полка, начальника оперативной группы гвардейских минометных частей Южного, Закавказского, Брянского и 2-го Белорусского фронтов. С 1958 – член Научно-технического комитета Генштаба по ракетной технике. Многократно возглавлял государственные комиссии по испытаниям ракетной техники, участник многих этапных событий создания ракетных и космических войск. В апреле 1953, будучи начальником факультета ВоеннойНестеренко.jpg артиллерийской инженерной академии им Ф.Э. Дзержинского, возглавлял комиссию по испытаниям комплекса с ракетой Р-11. Под его руководством уже к концу 1955 года в состав полигона входило 26 частей и отдельных подразделений. Первыми были сформированы автомобильный батальон, авиационное звено, рота охраны и военный госпиталь. Из Белокоровичей на полигон прибыл дивизион бригады Резерва Верховного Главнокомандования. Общая численность работавших на полигоне в конце 1955 года составила 1900 военнослужащих и 664 рабочих и служащих. Строительство космодрома велось 24 часа в сутки и 365 дней в году. «Когда мы возвращались после дежурства, требовалось не менее 3 часов, чтобы прийти в себя... В голове звучало что-то подобное барабанному бою, напоминающее несмолкаемый гул моторов, не поддающееся расчленению; он сливался в единый гул от работы этой массы людей и машин на строительстве. День и ночь пустыня содрогалась от этих гулов», — рассказывал один из участников тех исторических событий, подполковник Петр Толстик.

В декабре 1956 года строительство первоочередных объектов первой космической гавани было завершено. Началась отделка наземного оборудования, подготовка к испытаниям ракетных комплексов. К началу испытаний на полигоне находилось 427 инженеров и 237 техников, из них до 25 лет - 48 % и около 50 % участников Великой Отечественной войны. Общая численность военнослужащих возросла до 3600 человек. Большинство испытателей прошло обучение и стажировку на заводах, производящих ракетную технику, в научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро, на полигоне «Капустин Яр».

15 мая 1957 года со стартовой площадки полигона произведен первый пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 конструкции С. П. Королева. Пуск оказался неудачным из-за возникшего пожара в хвостовом отсеке. Р-7, запущенная с 5-го НИИП 21 августа 1957 года, успешно отработала активный участок траектории и доставила в заданный район головную часть. Испытания показали, что ракета Р-7 может вывести на орбиту искусственный спутник Земли.

4 октября 1957 года в 22 часа 28 минут 34 секунды по московскому времени (5 октября в 00 часов 28 минут 34 секунды по байконурскому времени) со стартовой площадки № 1 5-го НИИП ракетой Р-7 выведен на околоземную орбиту первый в мире искусственный спутник Земли (ИСЗ). Так был начат отсчет космической эры. Первый ИСЗ просуществовал в космосе 92 суток, совершил 1400 оборотов вокруг Земли и прошел при этом путь протяженностью около 60 000 000 км. 3 ноября 1957 года с космодрома стартовал в космос второй ИСЗ, в герметичной кабине которого находилась собака Лайка, вес спутника составил 508,3 кг.

В конце 1957 года 5-й НИИП имел в своем составе 1 монтажно-испытательный комплекс, 1 старт, 15 измерительных пунктов (9 на территории Казахстана и 6 на территории Российской Федерации), базы падения первой ступени и головной части. В декабре 1957 года за образцовое выполнение воинского долга в ходе испытаний ракетно-космической техники группа военнослужащих 5-го НИИП получила государственные награды.

Для обеспечения секретности объекту было присвоено название небольшого города Байконур в 320 км от полигона. По одной из версий, в целях дезинформации иностранных разведок в этих местах, на северных отрогах хребта Алатау в Карагандинской области, был возведен космодром-муляж. Стартовые установки, монтажно-испытательные корпуса и прочая инфраструктура были выполнены из дерева. А после запуска космического корабля «Восток» с Юрием Гагариным 12 апреля 1961 года в международные организации были сообщены координаты именно ложного космодрома у Байконура. Это название было подхвачено советскими газетами и прочно вошло в обиход применительно к 5-му НИИП.

Уже в 1958 году со стартовой площадки 5-го НИИП было произведено 10 пусков (7 ракетой-носителем Р-7 и 3 ракетой-носителем «Восток"). Новый, 1959 год принес очередную победу по освоению космического пространства. 2 января в 19 часов 41 минуту 21 секунду московского времени к Луне стартовал первый в мире космический аппарат. Впервые достигнута вторая космическая скорость и создан первый искусственный спутник Луны, Космический аппарат «Луна-1» был запущен ракетой-носителем «Восток" конструкции С.П. Королева, его масса составила 1472 кг, космический аппарат прошел в 5000 км от Луны. Телеметрические станции измерительного комплекса полигона принимали сигналы лунника на всей трассе до Луны. Колоссальная космическая работа "Байконура" в последующие годы известна Миру. Но главная ценность космодрома - люди.

                                                                               Гагаринский старт.jpg

О высоком научно-интеллектуальном потенциале которых свидетельствуют следующие факты: выполнено несколько сотен научно-исследовательских работ, внедрены тысячи рацпредложений, несколько десятков изобретений, десятки испытателей защитили диссертации на соискание ученой степени. Первыми кандидатами технических наук в 1959 году стали фронтовики: полковники А.А. Васильев, Ф.А. Горин, М.Ф. Журавлев, Н.Г. Мерзляков, А.И. Носов, подполковники В.И. Белый, В.А. Боков, С.А. Калинин, А.Ф. Коршунов, Е.И. Осташев и С.Д. Титов. Беззаветная преданность делу, высокое профессиональное мастерство, стремление к достижению конечного результата были и остаются главными качествами испытателей космодрома.

На Боевом Знамени космодрома ордена Ленина, Октябрьской Революции и Красной Звезды. Награждена орденом Красной Звезды войсковая часть 25741, боевым расчетом которой осуществлены запуски первого искусственного спутника Земли, корабля «Восток» с первым космонавтом планеты Земля Ю.А. Гагариным и большинства пилотируемых космических кораблей. Девяти труженикам Байконура (испытателям и военным строителям) присвоено звание Героя Социалистического Труда. Первым в 1957 году этого звания был удостоен полковник А.И. Носов. Сотни военнослужащих и лиц гражданского персонала космодрома отмечены государственными наградами. Дело, начатое первыми фронтовиками - строителями и испытателями космодрома «Байконур», продолжалось их детьми и внуками - многочисленные военные династии яркое тому свидетельство. В разное время свыше 200 молодых лейтенантов, детей и внуков военнослужащих космодрома, возвращались служить на "Байконур".

Сегодня Байконур открыт для мирового сотрудничества в области освоения космического пространства, для реализации вывода на орбиты международных орбитальных комплексов нового поколения, пилотируемой космонавтики как единственный, крупнейший в Евразии космодром.

По материалам Интернет-сайтов и публикациям в печати.

Труженики космоса,© 2010-2019
ОСОО "Союз ветеранов Космических войск"
Разработка и поддержка
интернет-портала - ООО "Сокол"