103160, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.84/328(499)794-83-06

Свидетельства очевидцев

  • 21.08.2012

    Об испытаниях ракеты Р-7 вспоминает известный испытатель фирмы С.П. Королёва, Лауреат Ленинской и Государственной премий Аркадий Ильич Осташев.

    "Надо сказать, что летная отработка ракеты Р-7 — это многострадальный период в деятельности всех организаций, участвовавших в создании Р-7. см. далее
  • 16.07.2012

    О первом пуске ракеты-носителя «Протон» рассказывает Лауреат Государственной премии, заслуженный испытатель «Байконура», бывший заместитель начальника 5 НИИП по научно-исследовательской и испытательной работе генерал-майор Завалишин Анатолий Павлович

    "15 июля 1965 г. А.Г. Захаров (начальник космодрома генерал-лейтенант) провел заседание Государственной комиссии. Вертикальные проверки прошли успешно, приступили к операции «заправка». Руководство пуском спустилось в бункер, гермодвери закрыли, включили сирену, стартовая площадка обезлюдела. см. далее
  • 21.02.2012

    О первом пуске ракеты-носителя Н-1 с межпланетным кораблём Л-3 вспоминает начальник отдела 6-го научно-исследовательского управления 5 НИИП МО полковник Иванченко Юрий Васильевич.

        «…Вывоз комплекса Н1-ЛЗ для первого пуска на стартовую позицию состоялся 9 февраля 1969 г. Странным был порядок выдачи изделия на стартовую площадку. Поскольку, работая на производственной зоне и в КИСе (контрольно-испытательной станции), мы знали все слабые места изделия по данным телеметрии великолепно, но почему-то в актах по заключительным комплексным испытаниям КИ-1 и КИ-2, перед вывозом изделия на старт, мы не имели права подписи. (см. далее) см. далее
  • 20.01.2012

    О первом запуске Р-7 на предельную дальность рассказывает учёный и конструктор ракетно-космической техники соратник и заместитель С.П. Королёва Герой Социалистического Труда Б.Е. Черток.

         «Летные испытания 8К74 начались успешно в конце 1959 года. Всего предполагалось пустить восемь ракет, из них, по крайней мере, три на предельную дальность. Первые пуски по "Каме" (так называли для секретности район падения головных частей на Камчатке) прошли успешно. Была подтверждена надежность конструкции новой, облегченной почти вдвое, головной части и эффективность мероприятий по повышению точности автономной системы управления.
    Однако главным испытанием для "семьдесят четвертых" должна была стать проверка на предельную дальность при стрельбе по акватории Тихого океана. Для фиксации точек падения, радиоконтроля конечного участка траектории и приема телеметрической информации были оборудованы транспортные корабли Тихоокеанского флота. Эти корабли шли не под военно-морским, а под обычным государственным флагом. Они объявлялись Тихоокеанской государственной экспедицией (ТОГЭ), должны были заранее выйти в район расчетных точек падения головных частей и, расположившись относительно точки прицеливания по вершинам треугольника, ждать пуска…
         см. далее
  • 12.01.2012

    О Сергее Павловиче Королёве вспоминает генерал-майор Кириллов Анатолий Семёнович, Герой Социалистического труда, в своё время заместитель начальника космодрома «Байконур» по испытаниям.

    «Когда «Байконур» был уже введен в строй, и с апреля месяца началась подготовка к пуску первой межконтинентальной ракеты, с Сергеем Павловичем  Королевым приходилось встречаться почти ежедневно. Он все дни находился на испытательном месте, все держал в своих руках, и если отлучался на короткое время, то это уже было ЧП… Я докладывал о результатах испытаний, о просмотре всех пленок. Он часто задавал вопросы, которыми ставил в тупик. Приходилось после этого делать дополнительные испытания, если что-то показалось ему неудовлетворительным или были серьезные замечания. В общем, это была текущая работа…
         см. далее
  • 08.01.2012

    О работе с «Луноходом-2» рассказывает В.Г. Довгань, член экипажа, управлявшего передвижной научной лабораторией, ныне председатель Постоянной комиссии ЦС СВКВ по работе с молодёжью и СМИ.

        Для управления «Луноходами» при НПО им. Лавочкина заранее были созданы экипажи из тщательно отобранных офицеров-специалистов. И мне посчастливилось попасть в их состав. Многочисленные тренировки, в том числе на «лунном автодроме», воссозданном на Земле, участие в подготовке других лунных программ главного конструктора Г.Н. Бабакина, позволили нам в полной боевой готовности встретить высадку на поверхность Луны первого лунохода. О большой сложной и увлекательной работе с ним, при случае будет рассказано, а сейчас коротко о работе с «Луноходом-2».                                                                                                                                                                                                       см. далее
  • 06.01.2012

    О масштабах строительства КРК «Ангара» на космодроме «Плесецк» рассказывает корреспондент газеты «Красная звезда» Ирина Жирнова.

        «Панорамный вид на стройку впечатляет только человека непосвященного. Дело в том, что большая часть объектов уже находится под землей на различной глубине (до 30 метров), где уложены километры кабеля, построен целый подземный город. И чем дальше, тем меньше объектов можно будет увидеть с НП. Только лес труб указывает на то, что здесь расположено высокотехнологичное сооружение, соединенное внутри подземными проходными каналами, общая протяженность которых составляет порядка 4,5 километра…
        Мы подходим непосредственно к стартовому сооружению. Все системы находятся под землей на глубине 27 метров. Основная задача здесь - монтаж пускового стола. Это действительно уникальное сооружение, и технологии монтажа здесь используются тоже уникальные. Масса каждого из двух монтируемых элементов составляет порядка 350 тонн. И их предстоит с точностью до миллиметра поставить на посадочные места. Аналогов ни стартовому сооружению, ни используемым технологиям в России нет. Командный пункт находится на глубине 15 метров, а над ним - 1,5 метра железобетона и песчаная подушка. Все вместе это гарантирует безопасность командного состава в случае любых форс-мажорных обстоятельств при запуске. Все остальные сооружения при запуске ракеты остаются безлюдными…».
        В настоящее время идёт строительство наземной инфраструктуры комплекса. см. далее
  • 05.01.2012

    О запуске «Венеры-5» рассказывает О.Г. Ивановский, соратник С.П. Королёва, потом зам. главного конструктора НПО им. С.А. Лавочкина.

          (Январь 1969 года. Космодром «Байконур».)    
          «…На технической позиции «Венера-5» ни одного замечания не вызвала. Воистину «тяжело в ученье – легко в бою», тщательно отработали эту станцию в КИСе… По окончании испытаний и всей программы подготовки Госкомиссия обязательно слушала доклады руководителей о готовности ракеты, станции, полигона, командно-измерительного комплекса. Каждый отчитывался за своё. Итоги обычно подводил Главный конструктор – Георгий Николаевич Бабакин… Выслушав заключение Главного, Председатель Госкомиссии генерал Александр Григорьевич Мрыкин в нарушение собственного правила не очень-то расточать похвалы предложил объявить благодарность бригаде испытателей за «чёткую и качественную подготовку изделий». Возражений не было.
         На следующее утро «Венера-5» пошла на старт.
         Погода словно давно ждала это событие: круто переменилась, как будто и не было до этого нескольких солнечных, довольно теплых для января дней, как будто зима решила в полную силу продемонстрировать свой нрав. Мороз махнул под 35 градусов, да еще, чтобы не скучали, с ветерком, метров этак 20 в секунду! А ведь многим работать на этом самом ветерке.
    Самой станции, да и ракете легче, им мороз не страшен, была специальная система обеспечения температурного режима. Она или грела, или холодила, когда что было нужно. Только вот для стартовой команды тогда такой системы еще не придумали»…
        (Май 1969 года. Центр дальней космической связи (Евпатория).
        «…При подлете к планете, за два часа до входа в ее атмосферу со станциями «Венера-5» и «Венера-6», были проведены последние припланетные сеансы радиосвязи, а перед входом в атмосферу на расстоянии 37 тысяч и 25 тысяч километров от поверхности были отделены спускаемые аппараты. Со скоростью более 11 километров в секунду они вошли в атмосферу планеты. Это произошло в 9 часов 01 минуту 16 мая и в 9 часов 05 минут 17 мая 1969 года.
        На участке аэродинамического торможения при воздействии перегрузок, достигавших 450 единиц, скорость снижения за короткое время уменьшилась примерно до 200 метров в секунду. После этого автоматически были введены парашютные системы, включились радиопередатчики, и к Земле полетели долгожданные сигналы. Более пятидесяти минут продолжалась передача научной информации.
    Измерение давления и температуры атмосферы проводились каждые 40—50 секунд, и постепенно вырисовывалось, что представляет собой атмосфера Венеры. При изменении давления от 0,5 до 27 атмосфер температура возросла с 25 до 320 градусов Цельсия! Больших «издевательств» спускаемые аппараты «Венеры-5» и «Венеры-6» не выдержали. Прием сигналов прекратился. Двум нашим «Венерам» в тот раз дойти «живыми» до поверхности не удалось.
        Тайны Утренней звезды оставались нераскрытыми».
        О.Ивановский. Ракеты и космос в СССР. Записки секретного конструктора. Молодая гвардия, 2005.
    см. далее

Свидетельства очевидцев 11 - 18 из 18
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец Все  
  • Памятные даты


  •         |  

    Июнь 2022


    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    30 31 1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 1 2 3
Труженики космоса,© 2010-2019
ОСОО "Союз ветеранов Космических войск"
Разработка и поддержка
интернет-портала - ООО "Сокол"