На сложнейшем пути освоения Космоса, особенно в научно-технологическом решении подготовки и запусков ракет-носителей, случались и трагические события. Участники таких эпизодов навсегда запомнили картины аварий и катастроф, о которых в своё время рассказывать было не принято. Здесь мы помещаем в авторской редакции воспоминания одного из таких свидетелей и опаснейших недоработок в космических технологиях и поведения людей, попавших в критическую ситуацию для жизни.
Термосесов Артур Михайлович. После окончания Московского авиационного института в 1959 году, он до 2012 года работал в НПО “Энергия” – бывшее ОКБ-1 С.П. Королёва. Здесь он вырос до Начальника отдела , стал кандидатом технических наук. В течение ряда лет был в составе Совета директоров и Правления предприятия. Направление работ- универсальная контрольно-испытательная аппаратура космических объектов для электрических проверок на заводе-изготовителе, техническом и стартовом комплексах.
Воспоминания Игоря Ивановича Куринного, участника стратегической операции "Анадырь", в то время офицера-политработника ракетной дивизии. ныне генерал-лейтенанта, Председателя Центрального совета "Союза ветеранов Космических войск" и Президента российского общества "Дружбы с Кубой". см. далее
Вспоминает Ветеран Космических войск Бугаев Вячеслав Тимофеевич
С первой половины 90-х годов у граждан России заметно упал интерес к собственным успехам в освоении космоса. А не так давно мы гордились этими успехами. Правда, тогда у нас на страницах газет, как правило, освещалась лишь парадная сторона космических будней.
Хочу напомнить о трагическом моменте в истории космических полётов. Исполнилось более 40 лет со дня гибели экипажа космического корабля «Союз-11» в составе: Г.Т.Добровольского, В.Н.Волкова, и В.И.Пацаева. см. далее
«К началу 1962 г. и в военно-промышленных организациях созрело и окончательно утвердилось мнение о необходимости создания нового научно- исследовательского испытательного полигона с целью решения двух основных задач:
• испытание и отработка твердотопливных ракетных комплексов;
• испытание и отработка ракетно-космических комплексов с условиями обеспечения вывода космических объектов на полярную и приполярную орбиты, с созданием условий, при которых активный участок траектории не проходил бы над территорией иностранных государств. см. далее
рассказывает один из разработчиков систем корабля Лауреат Государственной премии Главный конструктор систем управления по космической тематике Харьковского ОКБ-692 А.С. Гончар, небольшой отрывок из воспоминаний которого мы помещаем ниже. см. далее
После окончания Военной инженерной академии им. Ф.Э. Дзержинского, служил на космодроме «Плесецк» с 1963 по 1983 год. Прошёл путь от инженера-испытателя до начальника отдела анализа результатов пусков межконтинентальных ракет и ракет-носителей. Участвовал в проведении более 800 пусков и в работах по исследованию причин 96 аварий, в том числе катастрофы 1973 года. см. далее
Из воспоминаний одного из немногих живых сотрудников легендарной ГИРД (группа изучения реактивного движения) Арвида Владимировича Пало «Как создавался и испытывался ракетоплан РП-318-1». см. далее
О программе исследования Луны с помощью передвижной научной лабораторией «Луноход-2» и её практическом осуществлении рассказывает участник этого уникального проекта водитель лунохода ВЯЧЕСЛАВ ГЕОРГИЕВИЧ ДОВГАНЬ. см. далее
"15 июля 1965 г. А.Г. Захаров (начальник космодрома генерал-лейтенант) провел заседание Государственной комиссии. Вертикальные проверки прошли успешно, приступили к операции «заправка». Руководство пуском спустилось в бункер, гермодвери закрыли, включили сирену, стартовая площадка обезлюдела. см. далее
«…Вывоз комплекса Н1-ЛЗ для первого пуска на стартовую позицию состоялся 9 февраля 1969 г. Странным был порядок выдачи изделия на стартовую площадку. Поскольку, работая на производственной зоне и в КИСе (контрольно-испытательной станции), мы знали все слабые места изделия по данным телеметрии великолепно, но почему-то в актах по заключительным комплексным испытаниям КИ-1 и КИ-2, перед вывозом изделия на старт, мы не имели права подписи. (см. далее) см. далее
«Летные испытания 8К74 начались успешно в конце 1959 года. Всего предполагалось пустить восемь ракет, из них, по крайней мере, три на предельную дальность. Первые пуски по "Каме" (так называли для секретности район падения головных частей на Камчатке) прошли успешно. Была подтверждена надежность конструкции новой, облегченной почти вдвое, головной части и эффективность мероприятий по повышению точности автономной системы управления.
Однако главным испытанием для "семьдесят четвертых" должна была стать проверка на предельную дальность при стрельбе по акватории Тихого океана. Для фиксации точек падения, радиоконтроля конечного участка траектории и приема телеметрической информации были оборудованы транспортные корабли Тихоокеанского флота. Эти корабли шли не под военно-морским, а под обычным государственным флагом. Они объявлялись Тихоокеанской государственной экспедицией (ТОГЭ), должны были заранее выйти в район расчетных точек падения головных частей и, расположившись относительно точки прицеливания по вершинам треугольника, ждать пуска… см. далее
«Когда «Байконур» был уже введен в строй, и с апреля месяца началась подготовка к пуску первой межконтинентальной ракеты, с Сергеем Павловичем Королевым приходилось встречаться почти ежедневно. Он все дни находился на испытательном месте, все держал в своих руках, и если отлучался на короткое время, то это уже было ЧП… Я докладывал о результатах испытаний, о просмотре всех пленок. Он часто задавал вопросы, которыми ставил в тупик. Приходилось после этого делать дополнительные испытания, если что-то показалось ему неудовлетворительным или были серьезные замечания. В общем, это была текущая работа… см. далее
Для управления «Луноходами» при НПО им. Лавочкина заранее были созданы экипажи из тщательно отобранных офицеров-специалистов. И мне посчастливилось попасть в их состав. Многочисленные тренировки, в том числе на «лунном автодроме», воссозданном на Земле, участие в подготовке других лунных программ главного конструктора Г.Н. Бабакина, позволили нам в полной боевой готовности встретить высадку на поверхность Луны первого лунохода. О большой сложной и увлекательной работе с ним, при случае будет рассказано, а сейчас коротко о работе с «Луноходом-2». см. далее
«Панорамный вид на стройку впечатляет только человека непосвященного. Дело в том, что большая часть объектов уже находится под землей на различной глубине (до 30 метров), где уложены километры кабеля, построен целый подземный город. И чем дальше, тем меньше объектов можно будет увидеть с НП. Только лес труб указывает на то, что здесь расположено высокотехнологичное сооружение, соединенное внутри подземными проходными каналами, общая протяженность которых составляет порядка 4,5 километра…
Мы подходим непосредственно к стартовому сооружению. Все системы находятся под землей на глубине 27 метров. Основная задача здесь - монтаж пускового стола. Это действительно уникальное сооружение, и технологии монтажа здесь используются тоже уникальные. Масса каждого из двух монтируемых элементов составляет порядка 350 тонн. И их предстоит с точностью до миллиметра поставить на посадочные места. Аналогов ни стартовому сооружению, ни используемым технологиям в России нет. Командный пункт находится на глубине 15 метров, а над ним - 1,5 метра железобетона и песчаная подушка. Все вместе это гарантирует безопасность командного состава в случае любых форс-мажорных обстоятельств при запуске. Все остальные сооружения при запуске ракеты остаются безлюдными…».
В настоящее время идёт строительство наземной инфраструктуры комплекса. см. далее
(Январь 1969 года. Космодром «Байконур».)
«…На технической позиции «Венера-5» ни одного замечания не вызвала. Воистину «тяжело в ученье – легко в бою», тщательно отработали эту станцию в КИСе… По окончании испытаний и всей программы подготовки Госкомиссия обязательно слушала доклады руководителей о готовности ракеты, станции, полигона, командно-измерительного комплекса. Каждый отчитывался за своё. Итоги обычно подводил Главный конструктор – Георгий Николаевич Бабакин… Выслушав заключение Главного, Председатель Госкомиссии генерал Александр Григорьевич Мрыкин в нарушение собственного правила не очень-то расточать похвалы предложил объявить благодарность бригаде испытателей за «чёткую и качественную подготовку изделий». Возражений не было.
На следующее утро «Венера-5» пошла на старт.
Погода словно давно ждала это событие: круто переменилась, как будто и не было до этого нескольких солнечных, довольно теплых для января дней, как будто зима решила в полную силу продемонстрировать свой нрав. Мороз махнул под 35 градусов, да еще, чтобы не скучали, с ветерком, метров этак 20 в секунду! А ведь многим работать на этом самом ветерке.
Самой станции, да и ракете легче, им мороз не страшен, была специальная система обеспечения температурного режима. Она или грела, или холодила, когда что было нужно. Только вот для стартовой команды тогда такой системы еще не придумали»…
(Май 1969 года. Центр дальней космической связи (Евпатория).
«…При подлете к планете, за два часа до входа в ее атмосферу со станциями «Венера-5» и «Венера-6», были проведены последние припланетные сеансы радиосвязи, а перед входом в атмосферу на расстоянии 37 тысяч и 25 тысяч километров от поверхности были отделены спускаемые аппараты. Со скоростью более 11 километров в секунду они вошли в атмосферу планеты. Это произошло в 9 часов 01 минуту 16 мая и в 9 часов 05 минут 17 мая 1969 года.
На участке аэродинамического торможения при воздействии перегрузок, достигавших 450 единиц, скорость снижения за короткое время уменьшилась примерно до 200 метров в секунду. После этого автоматически были введены парашютные системы, включились радиопередатчики, и к Земле полетели долгожданные сигналы. Более пятидесяти минут продолжалась передача научной информации.
Измерение давления и температуры атмосферы проводились каждые 40—50 секунд, и постепенно вырисовывалось, что представляет собой атмосфера Венеры. При изменении давления от 0,5 до 27 атмосфер температура возросла с 25 до 320 градусов Цельсия! Больших «издевательств» спускаемые аппараты «Венеры-5» и «Венеры-6» не выдержали. Прием сигналов прекратился. Двум нашим «Венерам» в тот раз дойти «живыми» до поверхности не удалось.
Тайны Утренней звезды оставались нераскрытыми».
О.Ивановский. Ракеты и космос в СССР. Записки секретного конструктора. Молодая гвардия, 2005. см. далее
Свидетельства очевидцев
1 - 18 из 18
Начало | Пред. |
1
|
След. | Конец
| По стр.