07.07.2021
Цель запусков - проведение исследований планеты Марс, его спутника Фобос, а также Солнца и межпланетного пространства.
Имеющиеся данные о физических и химических характеристиках спутников Марса Фобоса и Деймоса не позволяют сделать выбор между различными теориями происхождения этих тел — либо это захваченные астероиды, либо аккумулированные тела на марсианских орбитах (эволюционная теория), либо это результат столкновения крупного небесного тела с Марсом на ранних стадиях его эволюции. Но есть и иная точка зрения на происхождение Фобоса. В 1959 году советский астрофизик И.С. Шкловский объяснил наблюдаемое ускорение Фобоса торможением спутника в верхних слоях марсианской атмосферы. Рассмотрев возможные объяснения параметров динамики Фобоса, Шкловский пришёл к выводу, что осталась «только одна возможность — считать Фобос полым. Но естественное космическое тело не может быть полым. Значит, Фобос (так же как и, по-видимому, Деймос) — искусственный спутник Марса».
Вопрос об истинности гипотезы Шкловского был решен с помощью космической техники, когда спутники Марса были сфотографированы американским космическим зондом «Маринер-9» с близкого расстояния. Тем не менее, некоторые специалисты и любители склонны и сейчас считать, что Фобос — это громадная орбитальная станция, замаскированная под астероид. Так или иначе, но Фобос представляет особый интерес для науки и космонавтики.
Проект по исследованию Марса и его спутника Фобоса с помощью автоматических межпланетных станций (АМС) «Фобос» под руководством академика Сагдеева был начат в рамках сотрудничества с западными научными организациями. Основной задачей первых двух АМС была доставка на поверхность Фобоса спускаемых аппаратов: прибора оценки проходимости — Фобос (ПрОП-Ф) и долговременной автономной станции (ДАС). Однако станции «Фобос» впереди ждали неудачи. Первая из них произошла 2 сентября 1988 года, когда «Фобос-1» из-за ошибки при составлении программы работы бортовой аппаратуры, не вышел на связь с Землей.
«Фобосом-2» благополучно достиг спутника Марса. 7 марта 1989 года станцию перевели на вторую орбиту наблюдения, плоскость которой совпадала с плоскостью орбиты Фобоса. Еще через две недели за счет коррекции космический аппарат стал обращаться синхронно с Фобосом. Таким образом, были выполнены подготовительные маневры для реализации этапа непосредственного сближения с Фобосом на расстояние около 50 метров, намеченного на 7 апреля. Но 27 марта 1989 года во время очередного сеанса навигационных измерений и телевизионных съемок Фобоса для формирования второй синхронной орбиты станции и уточнения района посадки комплекта научных приборов произошло непредвиденное. В расчетное время было зафиксировано включение бортового цифрового вычислительного комплекса, начало программных разворотов станции и штатное выключение радиопередатчика сантиметрового диапазона. После завершения съемки по должен был включиться бортовой передатчик. Однако в расчетное время (18 часов 58 минут 30 секунд) сигнал с «Фобоса-2» на Земле принят не был.
Многократные попытки войти в связь с «Фобосом-2» успехом не увенчались. Наиболее вероятной причиной его потери было признано одновременное «зависание» двух каналов бортовой ЦВМ и, как следствие, потеря ориентации и закрутка станции. Последний принятый после несостоявшегося сеанса связи искаженный сигнал показал, что бортовой компьютер не работает, а сам аппарат вращается, потеряв ориентацию. Накануне аварии, за три дня до нее, по сообщению газеты «Известия» от 17 апреля 1989 г., звездный датчик станции зафиксировал в поле своего обзора «неизвестный объект значительных размеров», относительно природы которого специалисты не пришли к единому мнению…
Однако, несмотря на потерю связи с обеими АМС, исследования Марса, Фобоса и околомарсианского пространства, выполненные в течение 57 дней на этапе орбитального движения «Фобоса-2» вокруг Марса, позволили специалистам получить ценные научные результаты о тепловых характеристиках Фобоса, плазменном окружении Марса, взаимодействии его с солнечным ветром.
По материалам Интернет-сайтов