11.09.2021
Совершил первый в мире суточный полёт в Космос на космическом корабле «Восток-2» (6 – 7 августа 1961 г.). С 1986 по 1991 год был Первым заместителем начальника Главного управления космических средств Министерства обороны.
Ко многим публикациям о Германе Степановиче на этот раз мы помещаем воспоминания одного из его сослуживцев - Эдуарда Буйновского.
Я не принимал участия в космическом запуске Германа Титова 8 августа 1961-го….
Но зато моё первое знакомство с Космонавтом–2 состоялось ещё раньше, 12 апреля 1961 года, в день запуска первого человека в космос. После старта ракеты с Гагариным на борту все во главе с С. П. Королевым бросились к станции «Заря» для продолжения переговоров с Юрием Алексеевичем. Мы, молодежь, рванули туда же, но нас не пустили. К зданию, где располагалась «Заря», в это время подошел автобус, из которого вышел дублер Гагарина Герман Титов. «Давайте его качнем» - предложил кто-то. Я принимал активное участие в этом первом триумфальном чествовании будущего Космонавта – 2. А он и не ожидал такого порыва с нашей стороны. Много лет спустя я спрашивал Титова, помнит ли он о том, как я любовно держал его за пятку. Он, конечно, не вспомнил. Совсем по Высоцкому: «Обидно, Гер…»
Позже, когда я сам уже был в отряде космонавтов, были попытки (надеюсь, двусторонние) нашего «сближения». Одна из причин этого – в молодости мы здорово были похожи друг на друга. Помнится, как-то на парашютных прыжках в Крыму прапорщик, помогавший мне собирать парашют, вдруг спрашивает: «А зачем ты опять прилетел? Ведь ты же уже прыгал этим летом». Он явно спутал меня с Германом Степановичем. Пустячок, а приятно…
Да и о каком сближении может речь между всемирно известным космонавтом, Героем, депутатом, членом ЦК комсомола и тд – с одной стороны и простым капитаном Ракетных войск, только мечтающем о полете в космос, – с другой стороны. Тем более, у него – жена, дети, а я холостой. Вот такие мысли меня будоражили в те годы. По молодости мне казалось, что и Герман думал так же.
И, тем не менее, мы старались налаживать контакты друг с другом. То я сопровождаю Германа в его поездках из Звездного в Москву (один раз я даже ездил с ним поздравлять московских женщин с 8 Марта), то он, бывало, заглянет ко мне в мою холостяцкую квартиру, где частенько собиралась студенческая молодежь, то ночью вдруг отправляемся с ним в гости к Иосифу Кобзону, когда тот жил в малюсенькой комнатушке на Садовом кольце. Герман бывал у моих родителей на Соколе. А один раз я даже ночевал у него дома. Но все закончилось, как только меня исключили из отряда. И с Германом Степановичем мы расстались на долгие годы…
С 1970 года я прохожу службу как сотрудник Главного управления космических средств (ГУКОС) Минобороны. Сюда же где-то в середине 80-х годов на должность заместителя начальника (а со временем – первого заместителя) назначен генерал-лейтенант Титов Герман Степанович. Судьба опять свела нас вместе! Опять та же проблема: Герман Степанович – «большой» начальник, генерал, а я – простой исполнитель. Правда, сталкивались мы с ним по чисто служебным делам не так уж часто: пару раз мы с ним работали в ГЭК в нашей «Можайке», да когда Герман Степанович был председателем Госкомиссии по «Бору», где отрабатывались аэродинамические характеристики МКС «Буран», по которому я когда-то был ведущим. И, темнее менее, все сослуживцы считали нас друзьями. А я, хоть и был в любое время вхож в кабинет Титова, старался «блюсти дистанцию» и не злоупотреблять своими связями с Космонавтом – 2.
А вот вне служебного времени у нас сложились действительно дружеские, «семейные» отношения. Наверное, этому, в какой-то мере, способствовало полное взаимопонимание между нашими женами – Тамарой и Галей. Как-то быстро они нашли «общий» язык.
Театры, концерты, выставки, разговоры с интересными людьми, наши дни рождения и различные юбилеи, поездки в Эстонию, встречи в Сиверской (здесь будущий космонавт начинал свою летную службу и здесь же он женился на Тамаре), горные лыжи (это – наши жены, а мне так и не удалось свозить Германа в мою любимую Красную Поляну), частые походы в леса Подмосковья ( сбор грибов-ягод, «посиделки» у костра, баня «по - черному»), задушевные квартирные и дачные беседы за чашкой чая, походы в финскую баню – далеко не полный перечень наших совместных культурно-массовых мероприятий. Как правило, в этих встречах принимали участие мы вчетвером. Наши дети (в каждой семье по две девочки примерно одного возраста) обычно подключались к нам только при выездах на природу.
Особенно нам всем нравился отдых в пансионате на Озернинском водохранилище. Когда-то этот пансионат построил Звездный городок для послеполетной реабилитации космонавтов. Но со временем о нем как-то забыли. И, как правило, мы там отдыхали практически одни. Чудесное местечко! Летом – походы в лес по грибы, катание на лодках, зимой – лыжи, банька, бильярд. Обычно нас встречал и гостеприимно принимал симпатичный прапорщик Калмык Алексей Иосифович – командир этой небольшой воинской части.
Я – не рыбак. За всю свою жизнь я лишь дважды ловил рыбу. И, так получилось, что оба раза с Германом Степановичем. Первый раз – на Балтике. Когда мы работали в ГЭК, местные товарищи организовали нам (понятно – кому) такую рыбалку. Снабдили удочками, наживкой, посадили в лодку и отправили в море. Вначале Герман, как заправский рыбак, стал меня учить, как ловить рыбу, и «травить» рыбацкие байки (типа: оказывается, рыба любит теплую наживку, поэтому опарышей надо согреть, подержав их за щекой и тп). А затем мы, разместившись каждый на своем месте (Герман – на носу, я – на корме лодки), приступили к рыбной ловле. Мы были в море часа два-три. Как приятно наблюдать за человеком, который, забыв о работе, повседневных заботах и проблемах, слился с природой, отдался своим мыслям, то - есть, как говорится, «ушел в себя». Давненько я не видел Германа таким…
Вторая, более «динамичная» рыбалка была уже на Озернинском водохранилище. Рано – рано, еще до рассвета бригада рыбаков (Герман, я и Алексей Иосифович) отправилась к лодке. Правда, без удочек. «Наверно, с вечера оставили в лодке» - подумал я. Два «капитана» разместились: один – в носу лодки, второй - на корме. Я, «матрос»,- на веслах. Причем, каждый орет на меня шепотом. Один: «Греби вправо» или «Суши весла». Второй: «Греби влево» или «Греби сильней». Что мне оставалось делать. Старался угодить и тому и другому. Я уже понял, что это – не «балтийская» рыбалка с удочками. Перемет! Есть такой способ рыбачить.
И вдруг с носа лодки шепотом крик: «Есть! Вот она». И тут началось! К нам, на корму бросают какое-то метровое змееподобное существо. Я со страха чуть не вывалился из лодки. А «капитаны» опять за свое. Один: «Ударь его (кого- его?) по голове!». Второй: «Смотри, береги банку с наживой». Еле-еле мы с Германом с помощью курток и других подсобных средств «утихомирили» эту змеюку, которая все пыталась ускользнуть за борт. А это оказался обычный угорь. Правда, приличных размеров. Рыбалка закончилась поимкой еще одного, но маленького угря. За обедом выпили, конечно, за рыбалку. А копченый угорь - прекрасная, оказывается, закуска! Вот так мы, приблизительно, отдыхали…
Пришло время нашего с Германом Степановичем увольнения из рядов славных Вооруженных Сил. Я уволился в 1989 году, Герман – в 1991-м. Далее каждый пошел своим путем. Герман Степанович – депутат Госдумы, участие в коммерческих делах (на дворе – девяностые годы), президент или председатель различных обществ и советов. Я после армии 23 года занимался компьютеризацией практической деятельности сотрудников Министерства иностранных дел. Изредка, но продолжали встречаться семьями. Так, в 1996 году в макете МКС «Буран», что в те времена стоял в Парке им. Горького, отметили 35 годовщину полета Космонавта-2. Привозил я Германа и в наш садовый кооператив «Десна». В каждом доме его принимали как желанного гостя. Были и другие встречи.
Последняя встреча – 11 сентября 2000 года. «Роскосмос» решил «с размахом» отметить юбилейный, 65 день рождения Титова. Весело и задушевно там было! Чего стоил вальс Германа с его очаровательной Тамарой. И никто не мог предвидеть, что этот вальс – последний в жизни Германа…
20 сентября 2000 года Германа Степановича Титова не стало…
Вот уже 20 с лишним лет мы с Галей поддерживаем добрые отношения с милым нашему сердцу семейством Титовых. В основном, конечно, с Тамарой Васильевной. Как правило, основное место встречи на Ново – Девичьем. У могилы Германа…
Последнее время контакты, в основном, по телефону. Внес свои коррективы коронавирус. Да и годы берут свое…
Буйновский Э. И.
Август 2021 года