103160, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.84/328(499)794-83-06

К 20-летию Союза ветеранов Космических войск.

03.02.2022

24 апреля - 20-летие  образования Общероссийского союза общественных объединений «Союз ветеранов Космических войск».

Интернет-портал помещает материалы из истории СВКВ и просит его членов присылать свои воспоминания, впечатления и предложения по работе нашего Общественного объединения и портала. 

Публикация восьмая. 
Космические войска в системе безопасности государства
Заседание военно-научного круглого стола Союза ветеранов Космических войск.  (Июнь 2006 года).

Космические войска в системе безопасности государства.  
 
                           Заседание военно-научного круглого Союза ветеранов Космических войск.                   (Июнь 2006 года).
Вступление. Председатель Центрального совета СВКВ генерал-лейтенант Куринной И. И.  Доклад: Военно-стратегические основы использования космического пространства для обеспечения обороноспособности и безопасности государства. Заслуженный деятель науки и техники, доктор технических наук, профессор генерал-майор Алексеев Э. В. 
Научные сообщения:  1. Перспективы развития военно-космических средств и повышения их эффективности. Заслуженный деятель науки, доктор технических наук генерал-майор Меньшиков В. А.  2. Развитие структуры и средств РКО в системе Космических войск. Председатель Правления организации ветеранов Ракетно-космической обороны генерал-лейтенант Родионов Н. И.   3. Пути совершенствования организационной структуры Космических войск. Доктор военных наук, профессор генерал-лейтенант Ермак С. Н.    4. Человеческий фактор в применении и развитии Космических войск. Генерал-лейтенант Куринной И.И.

 Вступительное слово генерал-лейтенанта Куринного И.И.

Уважаемые товарищи! Это мероприятие проводится в соответствии с решением 2-й конференции Союза, которая выразила беспокойство ветеранов по поводу появившихся в последнее время в печати, известных вам инсинуаций о дальнейшей судьбе нашего детища - Космических войск России.

Цель нашего заседания, отойдя от ведомственных и межведомственных разборок, попытаться взглянуть на проблему с научной точки зрения. Только такая позиция, по нашему мнению, может привести к наиболее правильным и надежным практическим решениям.

Пока же, на наш взгляд, некоторые решения, принятые даже на высоком уровне, имеют серьезные изъяны. Достаточно заметить, что ни в Концепции национальной безопасности, ни в Военной доктрине Российской Федерации освоение Космоса в военных целях должного отражения не нашло. Да и в таком документе, как «Основы политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2010 года», по мнению ученых, первенство в освоении космического пространства невольно уступается.

Всё это не может не беспокоить, тех, кто отдавал свои силы, интеллект и жизненную энергию в борьбе за первенство в военном освоении Космоса во имя безопасности страны. Этим и вызвано проведение настоящего заседания «круглого стола», которое было задумано и готовилось как военно-научная конференция.

Прежде всего, как требует любая наука, уточним термины в теме нашего научного круглого стола.

Безопасность государства - понятие очень обширное и емкое. Мы сегодня будем говорить о военной безопасности. Под этим термином предлагается понимать такое состояние и развитие всех элементов национальной безопасности, при которой любой противник не решится достичь своих политических целей путем ведения как «горячей», так и «холодной» войны. А если он ее развяжет, то потерпит поражение.

Космические войска. Космос является такой же средой, как суша, море или воздух, в которой могут осуществляться военные операции в интересах обеспечения национальной безопасности государства. Способность выходить в Космос и использовать его - относится к категории жизненно важных национальных интересов.

Представляется, что такое определение может послужить надежной основой для всех дальнейших построений в области военной космонавтики. Хотя и взято оно не из наших документов, а из директивы министерства обороны США «Космическая политика», объявившей в 1999 году о создании Космических сил, как вида Вооруженных сил.

У нас тоже, наконец-то, Космические войска как самостоятельный род войск воссозданы. После состояния близкого к коллапсу, военная космонавтика и противокосмическая оборона начали потихоньку восстанавливаться и возвращать утраченный авторитет, как в стране, так и в мире. Вдохновляют слова из недавнего Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию: «Для нас крайне важно не ошибиться и в выборе приоритетов космической отрасли. Нельзя забывать, что освоение космоса - это оборонный щит России...».

Конечно, наши экономические возможности в наращивании военной космической деятельности не могут сравниться с американскими. Но в России существует свой талисман, который призван компенсировать недостаточность финансовых вложений. Называется он: «ассиметричный ответ». В это понятие, не в последнюю очередь, входит интеллектуальный потенциал наших специалистов и руководства, способных использовать имеющиеся средства с большей изобретательностью и большей эффективностью, чем наши соперники. В связи с этим, кстати сказать, вызывает удивление, как можно было лишить Космические войска их мозгового центра - Научно-исследовательского института.

Одной из составляющих нашего «ассиметричного ответа» может стать повышение мобилизационной готовности гражданских средств, в том числе и космических. Тем более это относится к космическим средствам двойного назначения. Надо ли доказывать, что более высокую готовность к использованию в боевых условиях они имеют, если постоянно находятся в военных руках. Особенно таких, как Космических войска, которые и в мирное время находятся в действующем состоянии: непрерывно управляют космической группировкой, выполняют задачи обеспечения боеготовности Вооруженных сил и все другие, возложенные на них экономические и научные задачи.

Вот, об этом, о месте Космических войск в обеспечении национальной безопасности, о путях повышения эффективности их применения и развития поведём речь на нашем заседании круглого стола.

Думаю, в этой аудитории излишне напоминать о неразглашении секретных сведений, поскольку мы работаем в открытом режиме.

* * *

      Тезисы научного соообщения генерал-майора Алексеева Э. В. на тему:   "Военно-стратегические основы использования космического пространства    для обеспечения обороноспособности и безопасности государства".

Опыт ведения войн и вооруженных конфликтов различной интенсивности на современном этапе прежде всего можно охарактеризовать качественным совершенствованием средств, форм и способов ведения вооруженной борьбы.

Характерно, что во всех конфликтах последнего времени (Персидский залив, Босния, Югославия, Афганистан, Ирак) военное руководство США и стран НАТО для качественного обеспечения действий своих вооруженных сил широко применяли космические средства с их уникальными информационными возможностями не только на стратегическом уровне, но и доя обеспечения боевых действий войск и сил флота на тактическом уровне. Как правило, информация от космических средств интегрировалась и дополнялась информацией от средств воздушного, морского и наземного базирования.  Вторым отличительным аспектом в этих военных конфликтах было широкое применение высокоточного оружия. (Приводятся примеры).

В развитии этих положений военно-политическое руководство США ставит задачу создания в рамках 6 Главной программы МО США  научно- технического задела по следующим направлениям:                                   - непрерывного эволюционного развития существующих систем вооружения при сохранении постоянного технического отрыва от возможных противников;                                                                                                        - подготовка научно-технических предпосылок для внезапного и опережающего создания качественно новых систем оружия, радикально меняющих характер вооруженной борьбы.

Основой военно-технической политики США является задача достижения военно-технической внезапности. Реализуя эту концепцию, США планируют к 2009 году израсходовать на армейскую информационную систему отображения обстановки в оперативно-техническом звене бригада-батальон 22 млрд. долл.

Особое внимание уделяется сохранению доминирующих позиций в военно-космической сфере деятельности. Не только ставится задача повышения боевых возможностей своих наземных, морских и воздушных сил за счет космической информационной поддержки, но и обеспечение свободы доступа США в космос и его использование ддя предотвращения возникновения угрозы американским интересам в космосе.

В целях внедрения в повседневную практику основ космической политики и принципов применения космических систем в военных целях в США разработан комплекс руководящих документов по важнейшим проблемам военного использования космоса с учетом различных аспектов использования космических сил.

КВ США.jpg

Характерным для ведения военных действий в современных условиях является широкое применение высокоточного оружия, для обеспечения которого создается единое информационное пространство с единой телекоммуникационной и компьютерной сетью...

Использование единой телекоммуникационной системы с высокой пропускной способностью позволяет получать в реальном масштабе времени вплоть до уровня командиров тактических звеньев самые разнообразные данные о характере и координатах целей, включая видеоизбражения, передаваемые из центрального командного центра и средств разведки.

Основой создания такой глобальной системы являются космические средства, роль которых в современной войне резко возрастает.

Особое место в военной концепции США занимают вопросы создания надежной многоэшелонированой системы ПРО. Они считают, что создание такой системы ПРО существующее военное преимущество США по отношению к другим государствам может превратиться в неоспоримое и Идут работы по созданию орбитальной лазерной противоракетной, противоспутниковой типовой платформы с использованием химического фтористо-водородного лазера «Альфа» и авиационной системы «АВЬ».

Иидёт накопление потенциала и технологического задела по возможным путям создания и применения различных видов противоспутникового оружия, космического, лазерного, пучкового и ЭТИ оружия. Широким фронтом идут исследовательские работы по возможности создания космического эшелона ПРО. (Приводятся примеры).

Несколько слов об ударных средствах «Космос - Земля». Есть несколько публикаций о поисковых работах по созданию космических аппаратов для поражения целей в глубине обороны территории противника (Приводятся примеры). Много публикаций идет о создании систем, способных выходить в космос и наносить удары по наземным целям.

Средствам информационного противодействия в космосе и из космоса США отводит одно из главных мест за завоевание превосходства в космическом пространстве. Косвенным признаком подтверждения этого направления работ являются меры по обеспечению защиты космических средств США от радиоэлектронного противодействия. (Приводятся примеры).

В целом США в рамках 6 Главной Программы МО предусматривает обширный научно-технический задел для обеспечения постоянного технического отрыва.

В нашем государстве в настоящее время космос является локомотивом возрождения и развития национальной экономики на базе новейших достижений науки и техники, обеспечивает приоритетное развитие наукоемкой промышленности, образования и культуры. Он стал становым хребтом отечественной системы телекоммуникации и навигации.

В условиях быстро меняющейся военно-политической обстановки резко возрастает роль космоса в решении военных задач. Как ранее отмечалось, в доктринных документах США и ведущих стран НАТО фактически ставится задача глобального лидерства и завоевания превосходства в космическом пространстве, как одного из главных условий достижения общего военного превосходства.

В своем послании на 2007 год Президентом Российской Федерации поставлена задача: обеспечить альтернативные решения, не позволяющие каким-либо государствам иметь подавляющее превосходство в военной области. В этом направлении поставленная на ближайшую перспективу задача - восстановление орбитальной группировки, обеспечивающей решение всех задач, возложенных на космос, безусловно, является первоочередной.

Вместе с тем, следует особенно обратить внимание на создание при этом единого информационного пространства на основе интегрирования данных не только космических систем, но и систем наземного, воздушного и морского базирования, созданию инфраструктурных формирований, обеспечивающих получение опорной информации, постоянное ее обновление и доведение до органов управления. Конечной целью при этом ставится задача достижения превосходства в борьбе на информационном пространстве, получения для себя информационной прозрачности поля боя не только на стратегическом, но и на тактическом уровне.

Только космическими войсками на должном уровне могут ставиться и выполняться задачи по количественному составу КА, вывод которых из строя приводит к срыву выполнения целевых функций космических систем различного назначения.

Только космическими войсками может быть осуществлено поддержание и восстановление космической группировки в наиболее сложный период ОСО - в ходе ведения военных действий. Это делает КВ уникальным родом войск в Министерстве обороны. Вместе с тем, освоение и использование этой новой сферы в условиях возможного противоборства ставит перед КВ вопросы создания эффективных средств вооруженной борьбы в космосе.

Общепризнан вклад космических систем и комплексов в повышении обороноспособности и боеготовности Вооруженных Сил России. Только КС могут обеспечить требуемый уровень достоверности опознания объектов наблюдения в глобальном масштабе, а также в любых районах локальных конфликтов, контроль всех ракетоопасных районов и своевременную выдачу сигналов предупреждения о ракетном нападении. Уже в настоящее время более 80% добываемой разведывательной информации приходится на космические средства.

Космические средства связи стали неотъемлемой частью практически всех систем боевого управления ВС России. Навигационные системы, совместно с космическими средствами картографического и геодезического обеспечения позволили создавать цифровые карты местности, что обеспечивает широкое применение высокоточных систем оружия. Являясь, как правило, космическими системами и комплексами двойного назначения, они позволяют с наименьшими затратами решать задачи ДЗЗ, увеличения пропускной способности линий связи, а также задачи геологии, гидрологии, лесного и сельского хозяйства и строительства.

В условиях ограниченного финансирования необходимым является проведение комплексной НИР при головной роли КВ, направленной на поиск методов и средств срыва задач определенных космических систем, а не на возможности поражения отдельных КА. К цели возможных средств противодействия вероятным противникам особое место могут занять средства РЭБ и средства на новых физических принципах.

* * *

                                Тезисы научного срообщения генерал-майора Меньшиова В.А. на тему:   "Перспективы развития военно-космических средств  и повышения эффективности  их применения

Если в 70-е годы космические средства использовались в интересах решения задач стратегического характера, то в 90-х годах картина изменилась. Сейчас развернуты постоянно действующие орбитальные группировки космических систем и комплексов различного назначения в интересах информационного обеспечения действий войск. Значительно увеличился объем задач, решаемых с использованием космических средств.

Появление космических средств вооружения, орбитальные элементы которых способны оказать активное воздействие на потенциальные цели, необходимость подготовки космического пространства как сферы военных действий всё это предопределило выделение космоса в самостоятельную область деятельности и постоянное возрастание его значения в достижении целей вооруженной борьбы. По оценкам специалистов, интегральное повышение боевых возможностей вооруженных сил только за счет информационной космической компоненты составляет 1,5.. .2 раза.

Начало исследованиям о возможности размещения в космосе боевых средств, в первую очередь для нанесения ударов по наземным целям, было положено в США еще до запуска первого спутника. И с тех пор вопросы милитаризации космоса всегда оставались краеугольным камнем политики ведущих государств. Так, президент США Л. Джонсон еще в 1964 г. сказал: «Британцы господствовали на море и руководили миром. Мы господствовали в воздухе и были руководителями свободного мира с тех пор, как установили это господство. Теперь это положение займет тот, кто будет господствовать в космосе». Эта крылатая фраза, в дальнейшем перефразируемая и поэтому приписываемая многим политикам США, стала лейтмотивом целей и задач ведущих государств мира в области национальной космической политики.

Активные разработки различных проектов создания боевых космических средств, моделирование боевых действий в космосе и из космоса привели к тому, что к началу 1990-х гг. от давно высказанного тезиса, что космос это новая сфера вооруженной борьбы, пришли к необходимости решения практических задач по оперативному оборудованию околоземного космического пространства как возможного театра военных действий.

Таким образом, к середине 1990-х гг. после информационного оборудования космоса происходит качественное изменение в использовании космических средств в интересах решения военных задач и национальной безопасности...

Активная отработка  форм и способов применения космических средств для обеспечения боевых действий войск происходила в Югославии. Планирование ракетно-бомбовых ударов, контроль результатов их проведения, топогеодезическое и метеорологическое обеспечение операции на всех ее стадиях осуществлялось с использованием данных космических средств. Особое значение придавалось космической навигационной системе, информация которой обеспечивала функционирование высокоточного оружия в любое время суток и при любых метеоусловиях. Анализ опыта использования космических средств в Югославии и в предыдущих конфликтах позволил окончательно подтвердить необходимость и высокую эффективность применения так называемых групп космической поддержки, создаваемых в различных звеньях управления. Так, в югославском конфликте в целях координации действий разнородных сил и средств. (Приводятся примеры).

Особенность нынешних войн - проведение операций на огромной территории без выраженной линии фронта. В этих условиях очень велик разброс сил и средств. И только космическим средствам связи было под силу обеспечить оперативное руководство войсками.

Теперь о перспективах. Следует отметить, что информационная поддержка из космоса действий вооруженных сил в XXI веке будет оставаться одной ключевых задач, решение которой должны обеспечивать военно-космические средства. Проводимые исследования, а также анализ опыта использования космических средств для обеспечения боевых действий, полученного в том числе и в иракской войне, показывают, что развитие космических средств для решения этой задачи должно осуществляться по двум взаимоувязанным направлениям.

Первое направление - это создание космических средств, отвечающих требованиям военного времени по оперативно-тактическим характеристикам: детальность, производительность, периодичность, оперативность выведения, живучесть и др.

Второе направление - это доведение космической информации до самых низших звеньев управления, а в перспективе до отдельного солдата.

Доведение космической информации до низового звена управления войсками, вплоть до солдата, получило свое развитие лишь в конце XX века, когда появились образцы «интеллектуальной» высокоинформативной малогабаритной техники и изменилось само представление о характере современного боя. Так, в Соединенных Штатах разрабатываются варианты солдатской экипировки, которые основываются на концепции «информационной войны», созданной на базе последних достижений научно-технического прогресса и соответствующей ему революции в военном деле на рубеже XXI века. Внедрение информационно-космических технологий на всех уровнях управления и применения войск действительно позволяет серьезно говорить о возможности «приведения боевых действий к цифровой форме».КВ США_2.jpg

Преобладающая роль космоса в достижении целей вооруженной борьбы в XXI веке будет определяться возможностью решения такой задачи, как активное воздействие и боевая поддержка из космоса действий вооруженных сил. Решение этой задачи предусматривает создание и развертывание средств космического базирования для ведения военных операций в космосе и из космоса. Эта задача охватывает защиту своих спутников, обеспечение доступа в космос и воспрещение противнику использовать космические средства в своих целях, уничтожение наземных станций, средств и линий связи со спутниками, выведение из строя орбитальных средств...

Следует отметить, что современная эпоха характеризуется как эпоха информационных войн (информационного противоборства), в которых особенно велика роль и значение космических информационных систем. Война в зоне Персидского залива 1991 года была названа первой «информационной войной», в которой США одержали победу. В современных условиях информация выступает в качестве инструмента управления, который используется на всех стадиях управленческого цикла. Отсутствие информации лишает лиц, принимающих решения, ориентировки и служит одним из источников необоснованных субъективных решений. Иначе говоря, информация это такой же военный ресурс, как солдаты и боевая техника...

Основной целью «информационной войны» является дезинтеграция и расчленение целостности управления группировкой противника на изолированные друг от друга, дезориентированные и неуправляемые элементы и их последующий вывод из строя путем огневого (физического) уничтожения. Предварительный анализ показывает, что во второй иракской компании американцы достигли в «информационной войне» определенных успехов.

Таким образом, предварительный анализ использования космических средств в современных войнах и локальных конфликтах подтверждает постоянно повторяемый нами последние годы научно обоснованный тезис о возрастании роли космоса в обеспечении боевых действий войск. Отсюда - необходимость повышения внимания к космосу со стороны военно-политического руководства страны, которое резко снизилось в начале 1990-х, но так практически и не возросло в первом десятилетии 21 века. В отличие от американцев, у нас не связывают почему-то национальную безопасность с космической деятельностью.

Какие же меры надо бы принять, исходя из имеющегося мирового опыта, чтобы повлиять на изменение ситуации с военным космосом в России в лучшую сторону?

1. Использование космических средств - один из основных способов повышения эффективности деятельности войск. Проводимые исследования, с одной стороны, и практика жизни и деятельности вооруженных сил в различных условиях оперативно- стратегической обстановки, с другой стороны, убедительно показывают, что в настоящее время без космических средств нормальное функционирование вооруженных сил в мирное время крайне затруднительно, а при ведении боевых действий практически невозможно.

2. Поиск новых форм и способов ведения боевых действий. Претворяя в жизнь Доктрину национальной безопасности, США активно ведут поиск новых форм и способов ведения боевых действий с массированным применением космических средств в войнах будущего, как мировых, так локальных, а также в антитеррористических операциях. Поэтому активизация наших работ по теоретическим исследованиям и практической отработке новых форм и способов ведения боевых действий, в том числе в космосе и из космоса, является настоятельной необходимостью.

3. Использование в войсках возможностей космических средств. Необходимо кардинально решить вопрос об организации использования в войсках всех возможностей, которые обеспечивают космические средства разведки, навигации и связи. Прежде всего, речь идет о разработке и отработке способов применения высокоточного оружия, средствах обеспечения информацией до подразделений тактического звена, совершенствовании форм и способов применения космических средств связи для управления войсками...

Возможным путем совершенствования организационных форм использования в войсках информации от космических средств могло бы стать создание групп космической поддержки. В Российской армии есть определенный положительный опыт использования групп космической поддержки в оперативно-тактическом и тактическом звеньях, полученный в ходе мероприятий оперативной подготовки. Основными задачами указанных групп являются оценка состояния и работоспособности КА и подготовка предложений по их задействованию для получения данных, а также предоставление полученной информации (разведывательной, метеорологической, навигационной и связной) командирам различных звеньев управления с рекомендациями по ее использованию.

Для эффективной работы группам космической поддержки понадобятся специализированные мобильные пункты приема и обработки спутниковой информации и выдачи ее в удобном для потребителей виде. Группы космической поддержки - одно из наиболее перспективных направлений ликвидации «разрыва» между потенциальными возможностями космических средств и их практическим использованием в войсках.

4. Совершенствование навигационных космических средств. Широкое внедрение в войсках абонентского оборудования космических навигационных средств позволят резко повысить как эффективность систем оружия, так и боевые возможности частей и подразделений. Крайне низка оснащенность войск подобными приборами, что мы имеем на сегодняшний день, ведет к заведомому снижению боеспособности. Поэтому внедрение абонентских навигационных терминалов в частях и подразделениях является задачей первостепенной важности.

5. Совершенствование возможностей космических средств разведки. Опыт иракской войны показывает, что в первую очередь это касается средств космической разведки, которые могли бы отличать деревянный макет танка или металлизированную надувную ложную цель от настоящей. Для этого необходимо переходить к спектрозональным системам, позволяющим выявлять определенные признаки на основе анализа тонкой сигнатуры цели. Следует создавать такие средства космической разведки, на эффективность которых не оказывали бы серьезного влияния песчаные бури, пыль и дымы, так же как облачность и осадки.

6. Создание более совершенных средств РЭБ. Эта серьезнейшая задача вытекает из предыдущего урока. Средства РЭБ должны обеспечивать противодействие применению высокоточному оружию, нарушение боевого управления войсками. Интегрированная система РЭБ, использующая в том числе и средства космического базирования - один из возможных путей решения проблемы.

7. Создание средств противоспутниковой борьбы. Этот вывод совершенно естественным образом вытекает из самого тезиса об увеличении значимости космических средств информационной поддержки в повышении эффективности действий войск. Противоспутниковые средства могут быть различных типов базирования, в том числе и космического. Надо отметить, что ВВС США уже вплотную занимаются вопросами обеспечения контроля в космосе.

8. Наращивание орбитальной группировки. Никакие группы космической поддержки и другие ухищрения не помогут в условиях отсутствия орбитальных средств. В настоящее время на орбите находится 42 российских военных КА. Это составляет примерно 50% от группировки 1990 года. С этим молено было бы мириться, если бы нынешние средства по своим характеристикам многократно превосходили прежние. К сожалению, это не так. Средства те же, просто их так мало, что о решении возлагаемых на них задач говорить не приходится. Следовательно, первостепенной является необходимость доведения орбитальной группировки до штатного уровня, обеспечивающего нормальное использование существующих космических средств.

9. Совершенствование средств запуска и управления космическими средствами. Состояние орбитальной группировки, ее своевременное пополнение, а при необходимости и наращивание, находятся в прямой зависимости от состояния средств выведения. Фактическая утрата военными космодрома Байконур значительно снижает возможности по выведению космических аппаратов в интересах МО. Выходом из этой ситуации может быть развитие носителей нового поколения, основным из которых является семейство перспективных РН «Ангара». Необходимо форсирование работ по завершению их разработки и вводу в эксплуатацию. В противном случае «Ангара» может морально устареть, еще не начав летать.

10. Разработка упреждающего научно-технического задела. Приведенные выше мероприятия - действия сегодняшнего дня, для выполнения которых помимо политической воли нужно разве что немного денег. А вот для того, чтобы не остаться «за бортом» в будущем, необходима активизация работ по созданию научно-технического задела для перспективных космических средств. Существуют определенные наработки и делаются предложения по созданию перспективных космических аппаратов, намного более эффективных, чем суцществующие средства. Однако в силу неясных обстоятельств они не вызывают интереса у лиц, принимающих решения. В частности, нами неоднократно предлагались Министерству обороны проекты многофункциональных космических систем на базе использования большого числа малых КА. Однако МО не придало значения этим предложениям.

11. Необходимы структурные изменения в составе Вооруженных сил России. Космос - это одна из сфер ведения боевых действий, наряду с сушей, воздухом и морем и должен как и они обеспечиваться отдельным видом ВС. В настоящее время сделан первый шаг - восстановлены военно-космические силы в виде Космических войск. Необходимо дальнейшее развитие этого рода войск путем объединения под его оперативным руководством относящихся к космической деятельности функций всех структур ВС России, которые в той или иной степени к этому причастны. В системе управления Вооруженными силами космос также должен занимать приоритетное положение, так как только космическая группировка способна обеспечить скрытное, устойчивое и постоянное управление.

*   *   *

            Тезисы научного сообщения генерал-лейтенанта Родионова Н.И. на тему:  "Развитие структуры и средств ракетно-космической обороны  в системе Космических войск"

Одну из основных составляющих Космические войска является объединение РКО и входящая в ее состав система предупреждения о ракетном нападении. Только с ее помощью в настоящее время мы можем определить место старта и падения БР, подлетное время и масштаб наносимого удара, что обеспечивает для ударных стратегических сил возможность занесения ответно- встречного удара.

В настоящее время и в ближайшей перспективе основная опасность России и странам СНГ будут представлять ракетно-ядерные силы США, Англии, Франции. Кроме того, ракетное оружие средней дальности действия появилось в странах Ближнего Востока, Индии, Пакистане и Северной Корее. Правительства этих государств продолжают активные разработки по ракетной тематике, что не исключает появления в них ракетного оружия большей дальности. (Приводится состав наземных и орбитальных группировок стратегических наступательных сил, представляющих опасность для нашего государства).

Объединение ракетно-космической обороны (особого назначения) Космических войск в составе систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства и противоракетной обороны является основой стратегических оборонительных сил России. С учетом возможностей созданных группировок СНС противника, предполагаемого характера его действий, своего состава и реальных боевых возможностей системой РКО непрерывно решаются следующие основные задачи:

- осуществление контроля районов старта баллистических ракет, непрерывной разведки космического пространства;                          - своевременное вскрытие факта ракетного нападения на Российскую Федерацию, другие государства СНГ и выдача достоверной информации предупреждения об обнаружении стартов баллистических ракет из контролируемых районов и о ракетном нападении противника на пункты управления Верховного Главного Командования, Генерального штаба и видов Вооруженных Сил ;                   - ведение непрерывного контроля космического пространства, выдача данных о космической обстановке в Генеральный штаб ВС РФ, Главные штабы видов ВС РФ и штабы родов войск;                                                                                                                                   - вскрытие начала боевых действий в космосе;                                                                                                                                                   - уничтожение боевых блоков баллистических ракет, атакующих Центральный регион.

Особенностью боевого применения средств РКО с конца семидесятых годов прошлого века является глубокая интеграционная и информационная увязка всех систем, входящих в их состав информационными процессами и логикой работы средств ПРН, ПРО, ККП управляют боевые алгоритмы и программы, размещенные на вычислительных комплексах, отдельных радиотехнических узлов, командных пунктов, ЦККП, а также комплексный боевой алгоритм КП и ЗКП объединения. 

Организационное и техническое управление функционированием всех средств ПРН, ПРО и ККП, а также выдачей информации предупреждения на оповещаемые пункты осуществляется с КП и ЗКП объединения. Таким образом, выполнение задач в реальном масштабе времени обеспечивается и возможно только в единой системе и тесном информационном, алгоритмическом, техническом и функциональном взаимодействии всех средств РКО.

Жизнеспособность, правильность построения и функционирования системы РКО подтверждаются результатами выполнения боевых задач (боевой работы) по обнаружению и сопровождению пусков отечественных и иностранных баллистических ракет, запусков космических аппаратов, ведению Главного каталога космических объектов, выявлению изменений в космической обстановке.

Для выполнения основной боевой задачи по предупреждению о ракетном нападении средства РКО построены в два оперативных эшелона - космический и наземный. В настоящее время группировка средств наземного эшелона образует замкнутое радиолокационное поле и позволяет обеспечить обнаружение баллистических ракет (боевых блоков) потенциального противника на всех стратегических воздушно - космических направлениях (СВКН).

К числу наиболее перспективных направлений работы по совершенствованию системы хотел бы отнести замену в 2006 - 2007 годах вычислительных средств ЦККП, а также дальнейшее развитие имеющихся и создание новых специализированных средств ККП.

Таким образом, основные направления перспективного развития средств РКО существенно повысят боевые возможности системы в целом, обеспечат совершенствование ее организационной структуры, реализацию принципиально новых технических решений.

*   *  *

Тезисы научного сообщения генерал-лейтенанта Ермака С.Н. на тему:  "Перспективы развития структуры  Космических войск"

Проведенный анализ особенностей подготовки и ведения военных действий по опыту локальных войн и вооруженных конфликтов современности, содержание докладов предыдущих выступающих позволяют сделать следующие выводы:

В настоящее время военная теория разрабатывает, а практика проверяет концепции войн нового, шестого, поколения, в которых решающая роль отводится уже не ядерному оружию (в понимании как оружия массового поражения с большим мегатоннажем), и даже не живой силе, а высокоточному оружию в обычном оснащении, оружию с микроядерными боеприпасами и оружию, построенному на новых физических принципах. В этих условиях, многие (практически все) ведущие страны мира активно ведут работы по развитию и переоснащению вооруженных сил, принимают долгосрочные программы разработки и создания новых видов оружия и военной техники.

Информация превращается в новую составляющую вооруженной борьбы. Это новое явление в военном деле объединяет важнейшие тенденции развития военного дела в XXI веке, основными из которых являются. (Приводятся примеры).

Расширение пространства ведения вооруженной борьбы, с переходом от военных действий на сухопутных ТВД к совместным (воздушно-космическим, воздушно-наземным и наземно-морским) операциям, проводимым по единому замыслу и плану. Перенос боевых действий с земли и поверхности морей в воздух, под воду и в космос. Существенное возрастание зависимости военных действий в традиционных сферах (суша, воздух, море) от действий в космосе. Отработка новых оперативно-стратегических концепций применения перспективных ВС, обеспечивающих посредством космоса, информации и оружия достижение глобального информационно-ударного превосходства

Космос превращается в фундамент, который формируется и используется ведущими государствами мира для создания перспективных вооруженных сил. Космические системы выступают в качестве интегрирующего, системообразующего и системопреобразующего базиса при создании новой техносферы ведения вооруженной борьбы. (Приводятся примеры).

В связи с вышеизложенным целесообразно рассмотреть как указанные тенденции, взгляды на ведение вооруженной борьбы будущего, проецируются на развитие ВС в целом и структуру космических формирований ведущих держав мира, в частности. В качестве примера вкратце рассмотрим состояние дел по данному вопросу в США.

Для обеспечения технического сопряжения орбитальных космических средств с ударными была разработана серия программ «Тэлон».                        (Показано на слайде).img502.jpg


Для решения вопросов сопряжения на уровне систем управления, пунктов управления в США была разработана концепция подразделений космической поддержки, целями которых является:

- повышение эффективности действий объединенных командований в стратегических зонах;

- обеспечение сопряжения ударных средств видов ВС с информационными космическими системами для повышения эффективности использования космических ресурсов и ускоренного формирования информационно-ударной техносферы.

Фактически, с началом реализации концепции подразделений космической поддержки были окончательно сформированы объективные предпосылки для появления и функционирования в современных оперативных построениях войск принципиально нового их элемента - «космического эшелона», наряду с наземным, морским и воздушным. Этой цели соответствует и структура космических сил США, которая показывает, что космические командования имеют все виды ВС США.

В структуре космического командования ВВС США создан центр обеспечения космических операций - ЦОКО. Главной задачей этого центра является поиск и разработка оптимальных путей использования военных и гражданских спутниковых систем для повышения эффективности применения авиации и других видов и родов ВС на ТВД в условиях быстро меняющейся обстановки.img501.jpg


Какие предложения вытекают из проведенного анализа, что необходимо сделать в первую очередь, чтобы не отстать от мировых тенденций и быть готовым к видоизменению всего силового блока нашей страны в целом и организационной структуры Космических войск в частности.

1. Развертывание не только дежурного эшелона крупногабаритных КА с длительным сроком активного существования, чего нет, к сожалению, в настоящее время, но и развертывание количественно и качественно новых орбитальных группировок в пределах СКЗ, базирующихся на нанотехнологиях и технологиях малогабаритных КА.

2. Создание широкого спектра оконечной аппаратуры космических систем, включаемых в контур боевого управления войсками и оружием (пункты управления, носители средств поражения, средства поражения на всех участках полета к цели).

3. Создание целостной военно-технической системы информационно-космического обеспечениядействий группировок войск (сил) МО, других силовых Министерств и ведомств РФ, являющейся связующим звеном процесса совместного применения информационных космических систем и разнородных средств поражения, элементами которой, фактически «цементирующими» такое сопряжение, могут быть центр и группы космической поддержки.

4. Формирование в ГШ ВС РФ, видах (родах войск) ВС, силовых Министерствах и ведомствах организационных структур управления, обеспечивающих решение задач применения космических систем и комплексов в своих интересах. (Предлагаются варианты).

Необходимо отметить, что задача системного, взаимоувязанного сопряжения информационного и ударного потенциала не может быть решена одним видом или родом войск, имеются в виду Космические войска. Ее решение требует непосредственного подключения всех заинтересованных силовых блоков РФ, которые в обычном режиме используя информационное поле, создаваемое дежурной компонентой, в особые периоды ВПО, могут иметь возможность разворачивать свою систему информационно-космического обеспечения, управляя ею из своих боевых порядков.

*   *   *

Общероссийский Союз ветеранов Космических войск

РЕЗОЛЮЦИЯ

заседания военно-научного «круглого стола» по теме:  «Космические войска в системе безопасности государства»

Заслушав и обсудив доклад «Военно-стратегические основы использования космического пространства для обеспечения обороноспособности и безопасности государства» и научные сообщения,  участники заседания констатируют:

1. Понятие «космическое пространство» не имеет единственно установленного значения. Преобладающей на сегодня является точка зрения, согласно которой такая граница должна быть установлена на высоте минимальных перигеев искусственных спутников Земли, т.е. порядка 100 км над поверхностью Земли. Космическое пространство является специфической физической средой, требующей для действия в ней специальных технических средств. В военном отношении космос представляет собой такой же театр военных действий, как суша, море и воздух.

Космический театр военных действий оборудован соответствующими космическими средствами:                 - орбитальными системами космических аппаратов;                                                                                                    - наземной инфраструктурой, обеспечивающей восполнение, поддержание и использование орбитальных космических средств, прием, обработку и использование полученной от них информации.

Глобальная активность военного освоения космического пространства постоянно возрастает. В обозримом будущем (5-10 лет) в этой сфере ожидается развертывание различных военно-космических группировок, включая боевые космические средства, а также средства информационной войны и нелетального оружия, способные на определенное время выводить из строя живую силу противника. Все большую актуальность приобретает концепция «Управлять миром будет тот, кто будет господствовать в космосе».

2. Стратегия США в космической области предполагает безальтернативный приоритет в этой сфере, обеспечивающий беспрепятственный доступ в космическое пространство и его использование в целях обеспечения национальной безопасности государства и его союзников, защиту его политических и коммерческих интересов. При этом предусматривается возможность воспрещения противнику решать подобные задачи.

Действия Европейского союза в космической области направлены на ускоренное развитие своей космической группировки и наземной инфраструктуры (в том числе и ее военной составляющей). Конечной целью долгосрочной космической программы является создание развитых основ военной космонавтики. Ускоренными темпами создают космические средства с целью решения задач безопасности государства Япония, Индия и Китай.

3. Военно-стратегический паритет с ССР и США в военно-космической области, достигнутый к моменту распада СССР (1992 г.), в настоящее время в значительной степени утрачен. Созданный в ряде направлений в этой области научный и технологический задел исчерпан. Орбитальная группировка (ОГ) составляет 96 космических аппаратов (КА), причем 65% - это КА, выработавшие ресурс (в то время как ОГ США насчитывает 415 КА. На космодроме «Байконур» в ведении Космических войск осталось не более 10% наземной космической инфраструктуры. Окончательная передача космодрома в ведение Федерального космического агентства (ФКА), как и планируемое отдельными «экспертами» переподчинение ему Главного центра испытаний и управления КА им. Г.С. Титова приведет к тому, что Космические войска будут не в состоянии выполнять возложенные на них функции по ведению самостоятельной борьбы на космическом театре военных действий, а также по боевому информационному обеспечению действий Вооруженных сил РФ.

Активизация действий новых стран «космического клуба» повышает вероятность нарушения существующих, весьма немногочисленных международных соглашений о действиях в космосе. Тем более, что односторонним выходом США из Договора по ПРО уже создан соответствующий прецедент. Поэтому, не занимаясь разработкой и созданием космической составляющей ПРО, что пытаются обосновать некоторые военные ученые, Россия рискует оказаться безоружной, даже имея стратегические наземные, воздушные, надводные и подводные силы.

Участники заседания считают, что:

Утвержденные Президентом РФ «Основы политики РФ в области противоракетной обороны» и «Основы политики РФ в области космической деятельности на период до 2010 года» в принципе правильно определяют цели обеспечения военной безопасности государства в космосе. Нынешним руководством страны принимается ряд положительных мер по модернизации, укреплению и повышению эффективности использования военно-космического потенциала России.

Однако, и постановка задач в указанных документах, и, главное, практическая их реализация не только не обеспечивают нашего приоритета в космосе, но и невольно уступают его вероятному сопернику. В связи с этим есть неотложная необходимость в более глубоком обобщении мирового опыта и научном осмыслении проблем военного использования околоземного космического пространства, как новой сферы военных действий и влияния ее на геополитическую обстановку.

Только на этой основе можно допустить дальнейшее реформирование Космических войск, как и всей оборонной структуры, которая, в соответствии с историческим опытом, военной наукой и просто логикой, должна иметь в своем составе виды Вооруженных Сил по количеству имеющихся сфер опасности: на земли, на воде, в воздухе и в космосе.

1. Оборонной системой, способной решать задачи в космосе и из космоса, является система, включающая в себя не только ракетно-космические комплексы (подготовка и запуск ракет космического назначения), а также наземные комплексы управления (НКУ) и специальные комплексы приема, обработки и использования информации, но нужны также комплексы контроля и применения специальных, в том числе и боевых космических средств.

2. Важнейшим слагаемым «ассиметричного ответа» являются люди - так называемый «человеческий фактор». Кадры Космических войск всегда отличались высокой профессиональной и научной подготовкой. Сегодня войска нуждаются в особенно тщательном профессиональном отборе, эффективном обучении и воспитании офицеров - специалистов, развитии непрерывной учебно-научной деятельности, обеспечении привлекательных социально-бытовых условий.

3. Все это требует возвращения Космическим войскам научно-исследовательского института, создания специального подразделения по вопросам эргономики и профессионального отбора, а также более эффективного использования профессионального и научного потенциала ветеранов Космических войск.

Итак, необходимость укрепления и развития самостоятельного вида (рода) войск, отвечающего за безопасность огромного Российского государства в космосе, со стороны космоса и с использованием возможностей космоса с точки зрения науки и требований геополитической обстановки сомнению не подлежит.

Остается выразить надежду, что аргументы, приведенные в настоящей Резолюции и других материалах настоящего заседания военно- научного «круглого стола» с участием ветеранов-ученых Космических войск, представителей Министерства обороны, государственных и общественных организаций, занимающихся проблемами космоса, работников ведущих фирм космической отрасли, будут услышаны военно-политическим руководством России, и будут приняты действенные меры по активизации строительства самостоятельного рода Вооруженных сил Российской Федерации - Космических войск Министерства обороны Российской Федерации.

Принято 27 июня 2006 года, город Москва.

 

  • Памятные даты


  •      

    Октябрь 2024


    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    30 1 2 3 4 5 6
    7 8 9 10 11 12 13
    14 15 16 17 18 19 20
    21 22 23 24 25 26 27
    28 29 30 31 1 2 3
Труженики космоса,© 2010-2019
ОСОО "Союз ветеранов Космических войск"
Разработка и поддержка
интернет-портала - ООО "Сокол"