103160, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.84/328(499)794-83-06

ЧЕЛОВЕК В КОСМОСЕ . .......... 60 ЛЕТ.

23.08.2021

25.   Космические мотивы

 

 60-й год пребывания Человека в Космосе отмечается активным развёртыванием новых направлений, программ и проектов  дальнейшего освоения околоземного и околосолнечного пространства. К этой эпопее подключается всё больше государств и частных компаний. Мотивы  активизации космической деятельности различны. Если на первых порах одним из главных двигателей прогресса в этой области был престиж, стремление к первенству, то позже основными стали более полезные для Человечества цели. 

 

За прошедшие годы в околоземном космическом пространстве были созданы системы навигации и спутниковой связи, метеонаблюдения и службы погоды, зондирования земли и океана, геодезии и спасения терпящих бедствие, мониторинга чрезвычайных происшествий и, наконец, обеспечения безопасности государств. Все эти задачи с успехом выполняются бесплотными средствами. Но стремление самого человека в Космос остаётся неутолимым и оправданным. Каковы же его мотивы?

Прежде всего, это стремление к познанию окружающего Мира, его законов, тайн и возможностей их освоения  в своих целях. 

С первыми полётами человека в космос перед ним ставились научные задачи, с постепенным нарастанием их сложности. Такие задачи стали главными для экипажей долговременных космических  станций. Всё больший объём и сложность они приобретают для обитателей Международной космической станции. Подтверждение тому - присоединение к МКС российского модуля " Наука". Перечень проводимых на нем исследований включает  12 крупных экспериментов по изучению Земли, космоса, живых организмов. Важные задачи предстоит решить и в области перспективных технологий.

Наука МКС.jpgТак, например, на борту «Науки» будет проведен эксперимент «Капля-2», цель которого — разработка охлаждающего устройства для ядерного двигателя. Современные электрические (плазменные) реактивные двигатели недостаточно мощны, а химические — чрезвычайно прожорливы. То и другое мешает запускать тяжелые космические аппараты на большие расстояния. Именно ядерные двигатели, развивающие большую тягу при небольшой массе топлива, позволят человечеству по-настоящему освоить Солнечную систему. Их разработка ведется и в России, и в США. Но на этом пути придется решить множество технических проблем, и одна из них — отвод от энергетической установки лишнего тепла. Этой задаче и посвящен проект «Капля-2».

Примечательно, что научные исследования на орбите сочетаются с практическим использованием свойств космоса, в частности,  получением новых материалов, лекарств и отработке перспективных технологий. Для этого на  модуле «Наука» расположено несколько универсальных стоек научного оборудования, в которые устанавливают специальные контейнеры для различных экспериментов. На внешней стенке модуля — кронштейны, где можно разместить всё, что надо подвергнуть условиям открытого космоса в научных целях.  На МКС добавится третий российский космонавт, и  количество проводимых экспериментов возрастёт. Кроме того,  имеется собственная система производства кислорода, которая может обеспечить воздухом до шести человек (сегодня общая численность экипажа МКС — семь космонавтов и астронавтов).  

Важная система на борту  модуля — манипулятор «Европейская Наука рука.jpgроботизированная рука» (European Robotic Arm ), который предназначен для  обслуживания российского сегмента МКС. Манипулятор поможет в установке научного и технического оборудования на внешней поверхности станции, перемещая в открытом космосе грузы и даже самих космонавтов. В некоторых случаях он позволит вообще обойтись без выхода человека в открытый космос, а в других — сильно облегчит работу космонавтов. Кроме того, «рука» оснащена четырьмя инфракрасными камерами, то есть система может использоваться и для осмотра МКС снаружи.  

Появилась информация о том, что  инженеры российского "ЦНИИ робототехники и технической кибернетики" работают над созданием собственной космической «руки». Прототип системы будет испытан в рамках эксперимента «Захват-Э», который проведут на борту модуля «Наука». На 2024 год запланирован первый полёт к  МКС нового российского пилотируемого корабля «Федерация», в экипаж которого будет включён робот-космонавт «Федор». Эксперты отмечают, что дальнейшее освоение космоса без робототехники невозможно, особенно в сферах, где есть угроза жизни и здоровью человека. В полетах «Федор» будет исполнять обязанности помощника пилота.  

А пока в "Науке" работают космонавты Олег Новицкий и Петр Дубров, первыми вошедшие в модуль. 

Олег Викторович Новицкий, полковник (в запасе), выпускник Военно-воздушной академии Наука экипаж.jpgимени Ю.А. Гагарина, лётчик-инженер, космонавт-испытатель. За карьеру совершил два космических полета общей продолжительностью 340 суток. Герой Российской Федерации.

Петр Валерьевич Дубров, выпускник Тихоокеанского государственного технического университета, совершил более 500 парашютных прыжков, кандидат в мастера спорта, космонавт-испытатель НИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина. Бортинженер космического корабля  «Союз МС-18» и экипажа МКС.

Недавно научное направление мотивации полётов Человека в Космос расширилось научно-просветительским проектом Первого канала российского телевидения и Роскосмоса. Частью этого проекта становится съёмка первого в истории художественного фильма на орбите, условное название которого "Вызов". Опыт ускоренной подготовки съёмочной группы к полёту, как утверждает глава Роскосмоса, поможет отправлять на орбиту специалистов, у которых нет времени становиться космонавтами — врачей, ученых и даже студентов. "Мы уже начали вести переговоры с ведущими российскими вузами, с Российской Академией Наук о том, что мы готовы в состав экипажа для коротких, а, может быть, даже и среднесрочных полетов включать разработчиков научных экспериментов. И вот это рубеж 2023-24 годов, он уже теперь нам понятен», — рассказал Дмитрий Рогозин. 

Последние годы все чаще возникают разговоры о том, что срок службы МКС подходит к концу. Мнением научного сообщества по этому поводу поделился Директор Института космических исследований РАН Анатолий Петрукович.  По его словам, раньше 2028 года со станцией ничего не будут делать по соображениям безопасности (ее не так-то просто корректно свести с орбиты). Кроме того, в NASA намерены законодательно продлить эксплуатацию орбитальной лаборатории минимум до 2030 года. Вместе с тем, все стареет — и это нормально, важно не тянуть до последнего, а своевременно готовить замену. Причем следующая космическая станция должна быть с новым уровнем технических возможностей. Как сообщают информационные агентства, в России уже ведётся эскизное проектирование новой орбитальной станции (РОСС). В её состав войдет строящийся научно-энергетический модуль, который ранее планировалось запустить к МКС. 

 

В предыдущих очерках,  по большей части,  речь шла  о российской и американской космонавтике, игравших подавляющую роль в мире. Но в последние годы стремительный прогресс в космосе показывает Китайская Народная Республика.   

Космическая программа Китая  стартовала в октябре 1956 года, когда там была создана Академия  для ракетных разработок. Первый космодром Цзюцюань был открыт в октябре 1958 года на краю Бадань-Цзилиньской пустыни в низовьях реки Хэйхэ. В настоящее время в Китае построены четыре космодрома. Не секрет, что многие китайские космические технологии создавались с помощью советских специалистов. В частности, корабли "Шэньчжоу"имеют сходство с «Союзами», а их скафандры похожи на «Соколы». И в 1990-х годах Россия продала Китаю пакет советских космических технологий и обучала первых тайконавтов (так называют по китайски космонавтов), в результате чего в КНР был создан более совершенный космический корабль при существенной экономии на исследованиях, испытаниях и средствах.  

Пилотируемая космонавтика - "Проект-921" берёт начало в Китае с 1992 года. Прорыв произошел 15 октября 2003 года, когда с космодрома Цзюцюань был осуществлен первый полет китайского тайконавта, которым стал 38-летний подполковник Ян Ливэй из эскадрильи Народно-освободительной армии. Совершив на корабле "Шэньчжоу-5" 14 витков вокруг Земли за 21 час 23 минуты, он успешно приземлился. Китай стал третьей страной мира, самостоятельно осуществившей пилотируемый полет. Первый в истории КНР выход в открытый космос длительностью около 20 минут, совершил в июне 2012 года Чжай Чжиган, одетый в скафандр китайского производства "Фэйтянь".  

16 июня 2012 года Китай  осуществил запуск пилотируемого космического корабля Китай экипаж.jpg"Шэньчжоу-9" с первой женщиной на борту. Вместе с  женщиной – 33-летней майором китайских ВВС Лю Ян на борту находились уже летавший в космос Цзин Хайпэн – командир корабля, и тайконавт Лю Ван, ответственный за стыковку с находящимся на орбите орбитальным модулем "Тяньгун-1". Во время экспедиции члены экипажа провели ручную стыковку этих двух орбитальных объектов. Помимо этого экипаж вел на орбите различные научные эксперименты.  Рекорд пребывания  в космосе среди тайконавтов установили командир экипажа Цзин Хайпэн и его напарник Чэнь Дун – они провели на орбите в общей сложности 33 дня, из которых 30 – на борту космической лаборатории "Тяньгун-2".   

Запуск первой китайской орбитальной станции "Тяньгун-1" ("Небесный дворец") состоялся 29 сентября 2011 года. Китай стал третьей после СССР и США страной, создавшей собственную орбитальную станцию. По функциям "Тянгун-1" аналогична советским станциям серии "Алмаз" и "Салют" и предназначалась для отработки процессов стыковки с космическими кораблями и отладки систем автономного жизнеобеспечения космонавтов. 

В ноябре 2011 года стартовал беспилотный космический корабль "Шэньчжоу-8" и через два дня произвел первую автоматическую стыковку с орбитальным модулем "Тяньгун-1", а 14 ноября "Шэньчжоу-8" отстыковался от модуля и провел повторную стыковку с ним. Китай стал третьей после России и США страной, осуществившей автоматическую орбитальную стыковку двух космических аппаратов.  За время существования "Тяньгун-1"(6,5 лет) посетило три экспедиции, в 2016 году связь со станцией была потеряна. В апреле 2018 года космическая станция "Тяньгун-1" вернулась в атмосферу Земли, большая часть станции сгорела.  

15 сентября 2016 года с космодрома "Цзюцюань" в провинции Ганьсу была запущена ракета-носитель "Чанчжэн-2F" ("Великий поход-2F"), которая доставила на орбиту обитаемую космическую лабораторию "Тяньгун-2" ("Небесный дворец-2"). Её главными задачами, были прием пилотируемых и грузовых кораблей, тестирование среднесрочного нахождения на орбите космонавтов, дозаправка топливом, а также проведение ряда научных и прикладных экспериментов. "Тяньгун-2" провела на орбите более 1000 дней. 

Китай космодром.jpg9 апреля 2021 года началось строительство  орбитальной  станции "Тяньхэ". Ракета-носитель "Чанчжэн-5B" ("Великий поход-5B") вывела на орбиту её основной модуль. Ракета стартовала с космодрома "Вэньчан" на острове Хайнань. Запуск прошел успешно: после отделения от ракеты-носителя модуль вышел на заданную орбиту. Модуль "Тяньхэ" – самый крупный космический аппарат, созданный в Китае. Его длина составляет 16,6 метра, максимальный диаметр – 4,2 метра. В нем будут располагаться центр контроля и управления, основное жилое помещение для экипажа, а также планируется проводить научные и технологические эксперименты. Основной модуль оборудован двумя стыковочными узлами для экспериментальных отсеков и тремя портами для пилотируемых и грузовых кораблей.  

Как подчеркивают недавние изменения в китайском законодательстве, космические достижения Китая являются критически важными элементами в создании всеобъемлющей национальной мощи страны. Цель руководства страны   состоит в том, чтобы к 2045 году Китай стал ведущей космической державой и сохранил эту роль вплоть до 2049 года, чтобы встретить в ней 100-летний юбилей Китайской Народной Республики. 

 Наряду с научно-прикладным стремлением в Космос  нарастает его коммерческое использование.    

Этому понятию в Интернете даётся, в частности, такое определение: "Коммерческая космонавтика — это деятельность частных организаций по разработке, созданию, обслуживанию и эксплуатации ракет-носителей и космических аппаратов и/или их систем, а также предоставления связанных с указанной деятельностью услуг с целью получения прибыли".     

Первые космические полёты именно такого назначения, с выводом на орбиту полезной нагрузки в интересах коммерческих компаний, начались 6 апреля 1965 года. На геостационарную орбиту был выведен "Интелсат-1" ( Intelsat-1), первый коммерческий спутник связи. Позже к коммерческой космонавтике подключились многие европейские и американские компании. В 1975 году была основана немецкая частная компания OTRAG, занимавшаяся разработкой ракет для частных заказчиков. Иногда она упоминается как первая частная космическая компания, обеспечивавшая полный цикл работ — от проектирования ракет-носителей и космических аппаратов до запуска и управления их полётом.   

В 1982 году в США была запущена и достигла космоса ракета Conestoga-1 — первая ракета, разработанная коммерческой компанией и запущенная в космос с частной пусковой установки. В 1984 году президент США Рейган подписал акт, регулирующий частные космические полёты и коммерческое использование космоса, в котором была узаконена возможность свободной торговли космическими технологиями и услугами в США. С этого момента частные космические компании в США стали появляться регулярно.

Россия подключилась к коммерческой деятельности в космосе после распада СССР. Первой в России коммерческой космической компанией стало РКК «Энергия» в 1994 году. В 1995 году коммерческим стал ГКНПЦ им. Хруничева. Вместе с американской компанией Lockheed Martin они сформировали International Launch Services, фактически, первую в России космическую компанию «полного цикла». К  концу 2000-х коммерческие ракетно-космические предприятия в России стали по различным причинам постепенно возвращаться под государственный контроль. В настоящее время в России  есть компании, занимающиеся коммерческой космонавтикой — S7, «Спутникс», и ещё несколько стартапов. По сравнению с западными компаниями, в России рынок космической техники и услуг достаточно небольшой, а спрос хотя и стабилен, но не очень велик. Поэтому конкурировать со старыми и крупными компаниями новичкам трудно.  

В США очередным подъёмом в области коммерческой космонавтики стала конкуренция  миллиардеров: основателя Virgin Galactic Ричарда Брэнсона   и основателя Amazon Джеффа Безоса.   

Ричард Брэнсон и несколько сотрудников его компании в рамках туристической миссии «Unity 22» 11 июля 2021 года побывали на орбите Земли. Самолет-носитель  Eve поднял космический корабль  Unity на высоту 20 километров, После этого носитель и космический корабль отделились друг от друга. Аппарат VSS Unity с  четырьмя туристами на борту (+2 пилота) включил свои двигатели и достиг высоты более 80 километров. Там туристы несколько минут наслаждались красивыми видами на нашу планету и вернулись обратно.  Корабль  снижался и приземлился как обычный самолет.   

Все прошло точно по программе, так что этот момент можно считать началом эпохи космического туризма. Есть один нюанс: Международная авиационная федерация (ФАИ) считает, что граница между Землей и Космосом находится на высоте 100 километров над уровнем моря. Так что, по определению, Ричард Брэнсон и его команда в космосе не были. Однако, в зарубежных изданиях полет называют «космическим».  

Через девять дней после Ричарда Брэнсона в космос взлетел Джефф Безос на корабле New Shepard, разработанном его компанией Blue Origin. Экипаж составили брат Марк Безос, 18-летний Оливер Дэймен, ставший теперь самым юным астронавтом в истории, и 82-летняя летчица Уолли Фанк, получившая статус самого возрастного астронавта. Полет, приуроченный к 52-й годовщине высадки американских астронавтов на Луну, начался с собственного космодрома компании в штате Техас. Прошедший в полностью автоматическом режиме, он больше напоминал прыжок в космос. Носитель примерно за 3 минуты разогнался до скорости в 3 Маха (около 3,5 тысяч км/ч), капсула отстыковалась и по инерции продолжила подъем по баллистической траектории к линии Кармана - международно признанной границе космоса на высоте 100 км.

Пассажиры отстегнулись и на протяжении 3-4 минут наслаждались невесомостью и Америка корабль.jpgвидами через огромные иллюминаторы, радостно восклицая (было слышно  по радио). С такой высоты видно  примерно на 1200 километров вокруг.  Потом капсула пошла на снижение и через 10 минут 20 секунд после старта успешно приземлилась в пустыне в штате Техас на трех парашютах. Чуть раньше приземлился многоразовый носитель  вертикально на подготовленную площадку.    

Хотя цель у обоих проектов примерно одинаковая - на несколько минут доставить туристов к границе космоса, корабли получились разными. В отличие от ракетоплана Брэнсона разработка Blue Origins и внешне, и по типу полета напоминает привычную космическую ракету в миниатюре. Как сам носитель, так и капсула - многоразовые. Заметное отличие двух проектов в том, что ракетопланом Virgin Galactic управляют два пилота, в то время как корабль Blue Origin полностью автоматический - на борту только туристы. Blue Origin планирует провести в 2021 году еще два полета с пассажирами. Как рассказал Безос, компания уже получила заказы на частные полеты на сумму 100 миллионов долларов. 

Видимо,  начинается гонка за кандидатами в космические туристы. Главная цель обоих полетов - доказать, что наступила эра безопасного и относительно доступного космического туризма - достигнута. Blue Origin и конкуренты из Virgin Galactic планируют поставить такие полеты на поток, а ближайшие годы покажут, каковы реальные перспективы этого рынка.  

В  мире вновь ожили проекты высадки человека на Луну и, даже, на Марс, отвечающие и научным, и коммерческим, и, даже романтическим мотивам.  

Причём, эти проекты приобретают всё более реальную основу. В марте 2019 года бывший президент США Дональд Трамп поставил перед аэрокосмическим агентством NASA задачу — организовать очередной полет американских астронавтов на Луну. Уже спустя несколько месяцев агентство объявило о начале разработки космической программы «Артемида», которая была названа в честь греческой богини охоты.  Такое название было выбрано потому, что в рамках этой миссии на спутник нашей планеты вместе с мужчиной впервые отправится женщина. Агентство очень хотело, чтобы очередной шаг человека на Луну был совершен именно в 2024 году, спустя 55 лет после начала легендарной миссии «Аполлон» .   

Программа «Артемида» делится на два этапа. Первый включает в себя полет и высадку на Луну: в сентябре 2023 года космический корабль «Орион» должен выйти в космос при помощи ракеты-носителя Space Launch System и помочь астронавтам облететь Луну. После этого планируется начать строительство окололунной станции Gateway, а потом — высадить на поверхность спутника мужчину и женщину. Второй этап включает в себя регулярные полеты на Луну и создание там инфраструктуры. Как можно понять, в рамках программы «Артемида» люди не просто вернутся на спутник Земли, но и начнут ее практически осваивать.

Америка SpaceX.jpgКроме  ракеты-носителя, космического корабля  и окололунной станции в первом этапе программы предусмотрен посадочный модуль.  За лицензию на его создание соревновались несколько частных компаний, и в этой гонке победила уже известная SpaceX . Она получила на создание модуля финансирование в размере 2,89 миллиардов долларов. Эта же компания поможет NASA и со строительством окололунной станции Gateway.    

SpaceX активно реализует и собственную программу.  Для полёта человека на Луну уже закончена сборка многоразового двухступенчатого космического корабля Starship.  Вторую ступень Starship-SN20 соединили с первой ступенью ракеты - бустером Super Heavy Booster 4, на котором установлены 29 двигателей Raptor. Сборка корабля прошла на частном космодроме SpaceX в Техасе. Окончательную версию ракеты протестируют в рамках орбитального полета.   

 NASA планирует в конце 2021 года запуск сверхтяжелой ракеты-носителя SLS. Если испытательный полет пройдет успешно, то именно на ней будут отправлены людей в облет Луны в 2023 году на корабле Orion, а в 2024-м на ней отправятся астронавты для новой высадки на  естественный спутник Земли. 

Всё большее внимание Луне уделяет и Китай. Его программа зондирования Луны, получившая название "Чаньэ", по имени героини древнекитайских мифов, включает три этапа: облёт Луны, посадка на неё и возвращение на Землю. первый лунный спутник "Чанъэ-1" был запущен в 2007 году и работал до 2009 года. Собранные им данные позволили китайским ученым создать, в частности, первую тепловую карту Луны. В октябре 2010 года был запущен китайский спутник зондирования Луны "Чанъэ-2", одной из основных задач которого был сбор необходимых сведений для осуществления успешной посадки космических аппаратов на поверхность Луны. В 2013 году в космос отправился луноход "Юйту" ("Нефритовый заяц"). Он находился на борту посадочного модуля "Чанъэ-3", который сел на спутник Земли в кратере Залив радуги. Аппарат проводил исследование лунной поверхности 31 месяц. За это время он смог выполнить большое количество сложных миссий, в том числе впервые сделать снимки геологических слоев Луны.   

В 2019 году Китай приступил к реализации очередной фазы своей лунной программы – первой в истории Земли посадке на обратную сторону Луны. Для этого в 2018 году был запущен уникальный спутник связи "Цюэцяо" ("Сорочий мост"), способный поддерживать связь между аппаратом "Чанъэ-4", первой миссией на обратной стороне Луны, и центром управления полетов в Пекине. В июне он успешно вышел в точку Лагранжа L2 над обратной стороной Луны и стал первым в мире спутником, функционирующим на этой гало-орбите.   

Стартовавший в декабре 2018 года аппарат "Чанъэ-4", состоящий из стационарной лунной станции и лунохода "Юйту-2", в январе 2019 года совершил посадку на дно кратера Карман, расположенного в приполярных южных широтах обратной стороны Луны. Посадочная платформа и луноход "Юйту-2" успешно проработали несколько месяцев, при этом на обратной стороне Луны были обнаружены два типа пород лунной мантии, в чьем существовании ученые сомневались.

В 2020 году совершил посадку на видимой стороне Луны возвращаемый аппарат Китай Чанъэ-5.jpg"Чанъэ-5".  При помощи установленных на посадочном модуле бурового устройства и манипулятора с ковшом был собран лунный грунт, который был помещен в специальный отсек модуля для взлета. Зонд "Чанъэ-5" доставил на Землю 1731 грамм лунных образцов. Это первый за 44 года космический аппарат, отправленный за грунтом Луны. Китай стал третьей страной после США и СССР, кто смог осуществить подобную миссию.  

В 2024 году Китай намерен запустить зонд "Чанъэ-6" для сбора образцов в бассейне Южный полюс-Эйткен, расположенном на обратной стороне Луны. Миссия "Чанъэ-7" предполагает общее исследование её Южного полюса, в том числе комплексное зондирование лунного рельефа. "Чанъэ-8", кроме научных исследований, должен будет провести на лунной поверхности ключевые испытания ряда технологий.  

В рамках реализации четвертого этапа своей лунной программы Китай планирует построить прототип лунной научно-исследовательской станции, который будет состоять из нескольких зондов, находящихся на лунной орбите и на поверхности Луны, и будет способен проводить научно-технологические исследования, а также тестирование технологий для  использования лунных ресурсов.

9 марта 2021 года Гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин и руководитель Китайской национальной космической администрации Чжан Кэцзянь подписали от имени правительств своих государств меморандум о сотрудничестве в создании Международной научной лунной станции (МНЛС). Договорились  о совместной разработке плана создания лунной станции, а также о взаимодействии на всех стадиях реализации проекта. Согласно презентации, первый этап - к 2025 году, состоит из запусков к Луне российских посадочных станций "Луна-25" (в 2021 году) и "Луна-27" (в 2025 году) и орбитальной "Луна-26" (в 2024 году), а также китайских посадочных станций "Чанъэ-6" и "Чанъэ-7" (обе - в 2024 году). С использованием этих станций будет определено место для строительства МНЛС.Луна 25.jpg

Для России это намерение знаковое, поскольку разработки “Луны-25” велись с 2005 года. Ученые создали несколько вариантов макетов, добиваясь  уменьшения веса аппарата, чтобы он не разбился при посадке. “Луна-25” должна быть  мягко посажена в районе кратера Богуславский. Рука-манипулятор возьмёт пробы грунта, а также попробует отыскать следы льда. Если на Луне найдут воду, это станет предпосылкой к созданию обитаемой станции, то есть, через какое-то  время  туда могут высадить людей для длительного пребывания. 


В мировой комический клуб активно вступила Индия. Причём, её  космическая программа также устремлена к Луне. В настоящее время ученые этой страны отрабатывают мягкую посадку аппарата на  спутник Земли. Предыдущая попытка - модуль  “Чандраян-2” разбился при посадке на её поверхность. Это был управляемый космический корабль без присутствия человека на борту.

 В конце 2021 года или в начале 2022-го планируется запуск проекта Чандраян-3.  На Луну отправят планетоход для изучения микрогравитации, климатических явлений, геологии, магнитных полей. На ближайшее время  запланировано начало испытаний индийского корабля «Гаганьян», в беспилотном варианте. Ожидается, что после двух испытательных полетов, в районе 2022 года, Индия станет четвертой страной (после СССР, США и Китая), самостоятельно запустившей в космос человека.  

 Ещё более амбициозны планы государств, осваивающих Космос, связаны с  высадкой человека на Марс.   

Как планета, которая находится ближе всего к Земле и имеет наиболее схожую окружающую среду, он всегда был предметом пристального внимания. Год 60-летия выхода Человека в Космос отмечен запусками исследовательских зондов к Марсу с космодромов ОАЭ, Китая и США.   

Америка в 2021 году отправила на эту планету корабль Perseverance. Цель миссии - посадив аппарат в Америка Марс.jpgглубокий кратер Езеро, найти воду. Глинистые отложения с водой уже найдены. Сейчас марсоход берёт более  глубокие пробы, чтобы определить донный химический состав и попытаться отыскать следы простейшей жизни.  НАСА намерено также отправить на Марс легкий дрон Ingenuity, который сможет летать в специфической атмосфере этой планеты. Посредством беспилотника станет возможным детальное изучение рельефа, проведение газового анализа и других исследований. 

Энтузиаст освоения космических возможностей  Илон Маск еще в 2017 году на Международном астрономическом конгрессе поделился своими планами по колонизации Марса.  Его фирма Space X собиралась разработать оборудование, добывающее марсианские ресурсы и энергию, фильтрационные технологии, устройства по производству пригодного к дыханию воздуха. А в 2020 году  миллиардер  заявил о планах построить на Марсе автономный город, жизнь в котором не будет зависеть от Земли. К 2050 году компания планирует отправить на Марс миллион человек.  

Планы Маска настолько амбициозны, что не совсем понятно, где в них "пиар", а где наука и реальные возможности. На фоне проблем, которые обнажаются при работе  человека в космосе и технических возможностей современной, даже самой передовой технологии, автономный миллионник на Марсе через 20 лет - вызывает большие сомнения.

Более реалистичная марсианская программа  выполняется в Китайской Народной Республике. Для изучения планеты ещё в 2011 году  здесь создали  микроспутник "Инхо-1", который должна была вывести на марсианскую орбиту российская автоматическая станция "Фобос-Грунт", стартовавшая 9 ноября 2011 года. Однако маршевая двигательная установка станции не включилась и  "Фобос-Грунт" остался на околоземной орбите,  через некоторое время её  обломки вместе с "Инхо-1" упали в Тихий океан.  

Китай марсохход 20.jpg Первый китайский космический аппарат для исследований Марса "Тяньвэнь-1" был запущен  23 июля 2020 года с космодрома Вэньчан на острове Хайнань. Он состоит  из орбитального модуля, посадочной капсулы и марсохода «Чжужун». Миссия включает выход и вращение на орбите Марса, посадку и перемещение по поверхности Красной планеты. В середине мая 2021 марсоход «Чжужун» успешно сел на поверхность Красной планеты. Этот аппарат оснащен георадаром и другими научными приборами для изучения равнины Утопия, диаметр которой равен 3300 километрам. Считается, что на этом месте когда-то давно была вода — есть надежда, что ученым удастся найти следы марсианской жизни. 

 В Советском Союзе первые варианты космических кораблей для экспедиции на Марс стали рассматриваться ещё в 1959 году в  ОКБ-1 С.П. Королёва. Проект тяжелого межпланетного корабля создавали две группы инженеров: первой руководил Глеб Максимов, а второй — Константин Феоктистов, в последствии космонавт.  

Группа  во главе с Феоктистовым предложила свой проект марсианской экспедиции. Он включал в себя тяжелый основной корабль, пять спускаемых аппаратов сегментально-конической формы, из которых на Марсе собирали экспедиционный поезд на больших дутых колесах. Этот поезд состоял из пяти больших самоходных платформ: кабина экипажа, платформа, несущая летательный аппарат, две платформы, несущие основную и запасную ракеты для возвращения троих советских космонавтов на орбиту, и последняя платформа, несущая ядерную силовую установку.   Экспедиция должна была год изучать Красную планету. Информация передавалась на основной корабль, а тот ретранслировал бы её на Землю. Предполагалось использовать электрореактивные двигатели, отличающиеся большой экономичностью, благодаря которым возможно было уменьшить стартовую массу либо увеличить полётную.

В проекте группы Максимова предлагалось создание тяжелого 75-тонного корабля и ракетного блока, предназначенного для разгона экспедиционного аппарата с тремя пилотами на борту. Энергию тяжелого марсианского корабля (ТМК) обеспечивал компактный ядерный реактор. Пищу и кислород для экипажа производила оригинальная оранжерея с водорослью хлореллой. Корабль в полёте вращался вокруг своей оси, обеспечивая космонавтам искусственную силу тяжести. Проект не предусматривал высадки экипажа на поверхность планеты.

Советский Союз тогда стремился быть первым на Красной планете.  Однако  проекты её достижения были слишком смелыми и грандиозными, чтобы их могла реализовать промышленность, да и затраты были неподъёмными  для бюджета. Лунная гонка на время отодвинула советские планы полёта на Марс. Но после того как американцы в 1968 году первыми облетели Луну и в 1969 году высадились на ней, было решено вернуться к марсианской экспедиции. В мае 1969 года В. Мишин, возглавивший Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ) после смерти Королёва, подписал аванпроект ракетно-космической системы Н-1М. В нём рассматривались пути модернизации базового носителя ради существенного расширения его возможностей и проекты создания нового корабля для полётов к Луне и планетам Солнечной системы. В качестве такого корабля рассматривался проект Марсианского экспедиционного комплекса (МЭК) группы Феоктистова.

СССР Марс.jpg

Шестиместный корабль должен был совершить экспедицию к Марсу и обратно за 630 суток. А посадочный модуль с тремя космонавтами пробудет на Красной планете 5 суток. МЭК состоял из межпланетного корабля массой в 60 тонн, посадочного модуля в 50 тонн и возвращаемого на Землю аппарата массой в 8,6 тонны. На корабле использовались бортовой ядерный реактор, электрореактивные (ЭРД) и вспомогательные жидкостно-реактивные двигатели. 

Двухсотметровый МЭК собирались построить в космосе путём стыковки на орбите Земли двух беспилотных блоков массой по 150 тонн, которые выводились в космос носителями Н-1М.  После стыковки блоков под действием тяги ЭРД начинался разгон корабля по постепенно раскручивающейся спирали. После выхода корабля из радиационных поясов Земли на МЭК собирались доставить экипаж, используя «лунные» корабли типа 7К-Л1, имевшие средства сближения и стыковки на высокой орбите. Запускать их на траекторию полёта планировалось с помощью ракеты-носителя «Протон» с разгонным блоком «Д». 

Однако, возникли сложности с разработкой ракеты-носителя Н-1, и, главное,  обеспечение полёта  человека на Красную планету требовало слишком больших материальных затрат. В 1974 году программа Н-1 была закрыта, а вместе с ней была завершена разработка марсианской экспедиции.   С момента запуска первого марсохода «Марс-1А» в 1960 году Советским Союзом и Россией было проведено 19 попыток зондирования Марса, из которых  две были полностью успешными (миссии «Марс-2» и «Марс-3», относящиеся к орбитальным аппаратам) и три частично успешные миссии («Марс-5», «Марс-6» и «Фобос-2»). 

Как же обстоят марсианские дела в России сейчас? В марте юбилейного года Европейское космическое агентство (ЕКА) и российская Госкорпорация «Роскосмос» объявили, что совместный первоначальный план по запуску «ЭкзоМарс-2020» (ExoMars2020), который должен был быть реализован в июле этого года, отложен до 2022 года. Причиной стали два парашюта, необходимых для мягкой посадки на поверхность Марса, которые  еще не закончили испытания и экспертизу.

Россия марсоход.jpgМиссия «ЭкзоМарс-2020» — это совместная программа Европейского космического агентства и «Роскосмоса» по исследованию Марса. В программе «ЭкзоМарс-2020» Россия отвечает за разработку посадочной платформы «Казачок», некоторую часть научных приборов и ракеты, а ЕКА в основном занимается марсоходом «Розалинд Франклин» и некоторыми научными приборами.   

Посадочный модуль «Казачок», за разработку которого отвечает Россия, является посадочной платформой для марсохода и для научных экспериментов. Он оборудован 7 европейскими и 2 российскими измерительными приборами и будет совершать путешествие на несколько тысяч метров, чтобы оценить геологический ландшафт и микроскопический состав Красной планеты. Его двухметровый бур попытается выкопать элементы биологической жизни, похороненные под её поверхностью.  Короче, будем на Марсе уже на будущий год!

 Остаётся надеяться, что Россия, обладающая советским космическим наследием, продолжит признанные миром традиции научных и технологических достижений в Космическом пространстве.

Такой перспективой можно завершить попытку краткого обозрения темы "Человек в Космосе. 60 лет", предпринятую редакцией Интернет-портала "Труженики Космоса". Мы стремились пройти этот путь вместе с творцами, участниками и свидетелями  космической истории, используя их материалы размещённые на сайтах Интернета и в других открытых источниках.   

 Благодарим всех, проявивших внимание к этому "сериалу" и внёсших рекомендации по его улучшению.

Редактор-составитель  В. Кажарский (60 лет назад не прошедший в космонавты, но так или иначе связанный с космонавтикой и по сей день) .  

 

Труженики космоса,© 2010-2019
ОСОО "Союз ветеранов Космических войск"
Разработка и поддержка
интернет-портала - ООО "Сокол"