103160, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.84/328(499)794-83-06

О новом двигателе для ракет-носителей «Ангара»

14.09.2020

Российские предприятия ракетно-космической отрасли будут создавать новый двигатель для ракет-носителей «Ангара», метановый двигатель и вести другие разработки. Головной и управляющей компанией российского холдинга ракетного двигателестроения является НПО «Энергомаш» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос»).

Помещаем часть интервью генерального директора «Энергомаша» Игоря Арбузова о работе над новым двигателем для ракет-носителей «Ангара», которое он дал для ТАСС.

— Игорь Александрович, какие новые проекты готовит «Энергомаш» и предприятия двигателестроительного холдинга по заказу Роскосмоса? Чем порадуете в этом году и в перспективе?

— Проектов и работ очень много как в самом НПО «Энергомаш», так и на предприятиях интегрированной структуры. Наши конструкторские и производственные мощности загружены полностью. Как вы знаете, Госкорпорацией «Роскосмос» сформирована программа создания перспективных средств выведения. Как известно, в основе создания таких систем лежит двигательная установка, обеспечивающая те параметры ракет, для которых она предназначается. Поэтому мы продолжаем работать по таким ключевым проектам, как создание двигателей для носителя «Союз-5» (проект НПО «Энергомаш» — двигатель первой ступени РД-171МВ и двигатель второй ступени РД-0124МС производства Воронежского центра ракетного двигателестроения).

Начаты работы по модернизации двигателя РД-191, на его базе появится РД-191М для линейки ракет «Ангара», в частности «Ангары-А5М», «Ангары-А5П», «Ангары-А5В». Проект начинается в этом году и будет продолжаться до 2023 года.

В Воронежском центре ракетного двигателестроения ведутся работы по созданию метанового двигателя. Также в активную фазу вступило создание водородных двигателей РД-0146Д1 и РД-0150 для разгонного блока и верхних ступеней ракеты-носителя «Ангара». Предполагается, что впоследствии эти двигатели могут быть применены на ракете-носителе сверхтяжелого класса.

— Если говорить про усовершенствованный РД-191М, то каковы его основные отличия от базового двигателя РД-191?

— От базового он отличается прежде всего по уровню тяги — он форсируется на 10%. Для того чтобы он был максимально надежным, мы должны его подтвердить с 10-процентным запасом. В связи с этим меняется целый ряд конструктивных элементов — камера сгорания, целый ряд силовых элементов, меняется конструкция газогенератора, часть элементов турбонасосного агрегата. Все эти изменения ведут к повышению надежности двигателя, поскольку он будет использоваться в том числе для выполнения пилотируемых полетов на пилотируемой версии «Ангары». И поскольку увеличатся нагрузки благодаря наращиванию тяги двигателя, то все силовые элементы подвергаются изменениям, меняется их конструкция.

— На каком этапе сейчас проект?

— Защита технического проекта двигателя РД-191М прошла в Роскосмосе. В настоящий момент в КБ «Энергомаша» идет разработка конструкторской документации, которая будет в том числе подготовлена в виде электронной 3D-модели.

Затем конструкторская документация будет передана на серийный завод в Пермь на ПАО «Протон-ПМ», где сейчас началась подготовка производства и организация серийного производства РД-191М.

Создание основного элемента — турбонасосного агрегата — и сборку всего двигателя будет выполнять Пермь. В Воронежском центре ракетного двигателестроения будет организовано изготовление всей номенклатуры камер сгорания жидкостных ракетных двигателей первой и второй ступеней, производящихся на предприятиях ИСРД.

— Таким образом, когда можно ожидать огневых и других испытаний РД-191М?

— Огневые испытания рассчитываем осуществить в середине 2022 года, поскольку первый доводочный образец этого двигателя должен быть собран в конце 2021 года, а на 2023 год намечены поставки РД для «Ангары». Ее первые полеты будут проведены, начиная с 2023 года, с запуском корабля «Орел» с космодрома Восточный в беспилотном варианте.

— Сколько требуется пусков, чтобы подтвердить эффективность двигателя?

— Сейчас нужна программа летных испытаний для обеспечения задач вывода полезных нагрузок в виде либо пилотируемого корабля, либо обеспечение полетов к Луне, поскольку «Ангара» в обновленной версии рассматривается в том числе и для этих целей, пока этот вариант обсуждается. К этому моменту должны быть готовы три двигателя и проведено порядка 30 испытаний.

— За счет каких средств будет реализована программа модернизации?

— Проект по созданию РД-191М будет реализован за счет средств федерального бюджета, конкретно — ОКР «Амур», входящая в состав Федеральной космической программы, в ее рамках реализуются все эти решения.

— На какой ежегодный объем выпуска РД-191М планируется выйти в перспективе?

— Это зависит от заказчика. Мощности, которые сегодня создаются в Перми, позволяют обеспечить объем выпуска двигателей не менее 40 единиц в год.

  • Памятные даты


  •         |  

    Ноябрь 2020


    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    26 27 28 29 30 31 1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 1 2 3 4 5 6
Труженики космоса,© 2010-2019
ОСОО "Союз ветеранов Космических войск"
Разработка и поддержка
интернет-портала - ООО "Сокол"